Когда-то европейские политики, из числа сторонников более тесной координации внешней политики в рамках ЕС, любили приписывать Генри Киссинджеру апокрифичное высказывание, которое сам бывший госсекретать США спустя время уже не мог упомнить. «Кому нужно звонить, если я хочу поговорить с Европой?», – видимо, все-таки не говорил этот известный проповедник realpolitik с хорошо развитым навыком разделять своих оппонентов и извлекать из этого выгоду, после того как один из его европейских визави слишком настойчиво пытался высказываться от имени всех стран союза.
Сегодня похожий вопрос наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман и президент России Владимир Путин могли бы адресовать Соединенным Штатам: «Кому звонить, чтобы договориться о сокращении добычи нефти?». Более того, президент США Дональд Трамп был бы счастлив обладать достаточной властью, чтобы решать подобные вопросы. Но рычаги его влияния крайне ограниченны.
В расширенном заседании Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), начало которого было запланировано на 16:00 по венскому времени (18:00 в Москве), должен был принять участие представитель США. Но перед встречей конкретные предложения с его стороны отсутствовали в новостях. Договориться между собой в основном пытаются Саудовская Аравия и Россия.
Еще до начала встречи источники, близкие к российскому правительству и Эр-Рияду, сообщили о возможности беспрецедентного сокращения добычи нефти ОПЕК и присоединившимися к ним странами – в общей сложности на 20 млн барр./сут., около 20% мирового спроса на нефть в 2019 г. Эта цифра меньше, но все же сопоставима с оценками уже состоявшегося сокращения спроса на нефть на мировом рынке на 25–35 млн барр./сут., наблюдающегося в апреле. В частности, Россия выразила готовность сократить добычу на 2 млн барр./сут., по сравнению с 11,3 млн барр./сут., которые страна добывала в марте; Саудовская Аравия, формально не уступив точку отсчета для квот, говорила о возможности снижения добычи на 4 млн барр./сут.
Сообщения вызвали небольшой рост цен на нефть перед экстренной видеоконференцией. Начав день на отметке чуть ниже $34/барр., фьючерсы на Брент на лондонской бирже Ice вечером около 17:30 мск подскочили до $36,25/барр. на сообщениях о возможном сокращении добычи на 20 млн барр./сут. по результатам встречи ОПЕК+. Правда, затем в течение часа опустились ниже $33/барр.