Эммануэль Макрон во время обращения к народу по поводу коронавируса. Фото: youtube.com

Эммануэль Макрон во время обращения к народу по поводу коронавируса. Фото: youtube.com

Продолжительность карантина в странах Европы измеряется неделями. За исключением Нидерландов и Швеции, он везде организован по суровому сценарию, с набором отдельных национальных строгостей или послаблений. Для всех европейцев актуально огромное напряжение государства и общества для борьбы с эпидемией, а также остановка экономики и связанные с ней потери. Трудно предугадать, когда удастся вернуться к нормальной жизни: летом? осенью? еще позже? Врачи остерегаются давать прогнозы, что объясняется как профессиональной сдержанностью, так и недостатком знаний о природе нового вируса.

Появляются первые обнадеживающие новости. В Италии, которая первой встретила коронавирус, снижается ежедневное число новых случаев, тяжелых больных и умерших, а наиболее пострадавшая Ломбардия смягчает ограничения для жителей, но вводит обязательное ношение масок. Испания сообщает о похожей динамике. Возможно, эпидемия начинает останавливаться, но эти предположения нуждаются в подтверждении.

Франция находится на третьем месте в Европе по человеческим потерям от коронавируса, вслед за Италией и Испанией, и сделала все, чтобы не допустить итальянского и испанского сценария, когда больные задыхались в коридорах. В этом смысле катастрофы удалось избежать. В Эльзасе был развернут военно-полевой госпиталь, а военная авиация привлечена для перевозки пациентов в тяжелом состоянии в другие регионы Франции, а также в Германию, Люксембург, Швейцарию, даже в Австрию и Чехию, где имелись свободные места в реанимациях. Оборудован скоростной медицинский поезд для этих же целей. При величайшем напряжении сил система здравоохранения все же выдержала удар эпидемии.

Ее пик, возможно, был пройден несколько дней назад, о чем свидетельствует перелом тенденции: число свободных мест в реанимациях с середины марта постоянно снижалось, но теперь оно увеличивается. Никто не может определить точные сроки стабилизации эпидемии, но правительство уже задумалось о том, как может быть организован переход к нормальной жизни. Премьер-министр Эдуар Филипп подробно рассуждал об этом в Национальной Ассамблее и на телевидении в прямом эфире. Эмманюэль Макрон 13 апреля в обращении к нации назвал дату 11 мая как начало периода снятия некоторых ограничений. Параллельно в других европейских странах, в частности, в Австрии и Германии, обсуждается план перезапуска экономики, и уже понятно, что если объявить карантин можно за один день, то отменять его придется долго и поэтапно.