Помимо снятия ответственности за ситуацию с коронавирусной инфекцией с президента России, была еще одна причина, по которой недавно внесли поправки в закон о ЧС, позволяющие правительству вводить режимы Чрезвычайного положения и Чрезвычайной ситуации. Она состояла в том, чтобы перехватить кризисную повестку у мэра Москвы, который, по мнению Кремля, чересчур много на себя берет и стал слишком заметной политической фигурой. Но вот прошло уже две недели, и, хотя, премьер Мишустин и сделал несколько громких заявлений по теме, в Москве по-прежнему всем заправляет мэрия. Похоже, пока Кремль решил оставить все как есть, и не удалять Сергея Собянина с переднего плана борьбы с эпидемиологической угрозой. Причина, думаю, вот в чем.
В минувшую среду исследовательский цент «Ромир» опубликовал результаты замеров, согласно которым рейтинг доверия мэра Москвы опустился сразу на девять пунктов. Известно, что федеральные власти силами ФАПСИ проводят собственные закрытые социологические исследования. Следовательно, надо думать, в Кремле еще раньше узнали, что популярность Сергея Собянина начала снижаться довольно приличными темпами. И тогда там посчитали, что в складывающейся ситуации нет никаких резонов отодвигать Сергея Семеновича в сторону (кремлевцы опасались как раз обратного результата), пусть уж и дальше прыгает по этим опасным граблям и набивает себе шишки. И долго им ждать не пришлось. Допрыгался Сергей Собянин в первый же день нового пропускного режима, когда в столице пользование любым видом транспорта (хоть общественного, хоть личного) стало возможным только при наличии специальных электронных пропусков.
Ходынка 2.0
Утром 15 апреля социальные сети оказались буквально нашпигованы фотографиями со станций метро в спальных районах. На них толпы народа, не соблюдая никакой «социальной дистанции», толкаясь в вестибюлях и на ближних подступах к станциям метрополитена, пытались проникнуть под землю к заветным поездам. Причина коллапса простая – проверка электронных пропусков, которая, как оказалось, отнимает совсем не пару секунд. Информационную картину начала дня дополняли рассказы и фотоотчеты о многокилометровых пробках на въездах в Москву, где движение было сужено до одной-двух полос, и, хотя проверка проводилась выборочная, а не поголовная, на общую дорожную ситуацию это мало повлияло. Общественная реакция была молниеносной и в целом для мэрии убийственной.