Урсула фон дер Ляйен. Фото: wikipedia.org

Урсула фон дер Ляйен. Фото: wikipedia.org

Страны Европы посвятили март и апрель борьбе с коронавирусом, более или менее драматичной в зависимости от обстоятельств. Одержаны первые победы. Там, где эпидемия выходила или грозила выйти из-под контроля (Италия, Испания, Франция, Бельгия), пик заболеваний пройден. Там, где удалось избежать подобного сценария (Германия, Австрия, Дания, Чехия), постепенно снимаются введенные ранее ограничения. Наконец, уникальная Швеция продолжает жить, как прежде.

Потери стран ЕС от эпидемии предварительно оцениваются в 5–15% от суммарного ВВП, но распределяются, разумеется, неравномерно. Кто-то пострадал больше, кто-то меньше. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен оценила общий объем состоявшейся поддержки экономики стран ЕС в астрономические 3,3 трлн евро. В эту сумму входят как меры национальных правительств, так и финансирование или гарантии со стороны ЕЦБ или бюджета ЕС. Казалось бы, чего можно еще пожелать.

Тушение экономического пожара происходит в долг, но стоимость заимствований для Германии и Италии сильно отличается, причем не в пользу Италии. Как всегда во время кризиса, обостряется проблема солидарности внутри ЕС: самые бедные оказываются самыми уязвимыми, в то время как более благополучные обходятся меньшими потерями. Италия и Испания имеют большой внешний долг; они же приняли на себя самый сильный удар коронавируса; они же были вынуждены более других парализовать свою экономику; у них же ожидается самое неприятное сочетание проблем в виде падения уровня жизни, роста безработицы, волны банкротств и пр. Выход из кризиса обещает еще большее расслоение на Юг и Север, которые упрекают друг друга в скупости и эгоизме, с одной стороны, мотовстве и неэффективности, с другой. Правительства северных стран не могут объяснить своим избирателям, почему они должны платить за экономические провалы соседей, в то время как темпераментные южане отказываются понимать смысл такого союза, в котором они всегда остаются со своими бедами один на один.

Но есть и другая сторона медали. В хорошие времена союзу все рады, но и в кризис он полезен, несмотря на оживление взаимных упреков. Все 27 стран ЕС понимают, что наличие сильной общей экономики и ЕЦБ как эмиссионного центра второй мировой валюты позволяет иметь такую свободу действий, которой никто не обладал бы в одиночку.

В течение мая и июня европейские правительства будут постепенно снимать ограничения для граждан, школ и предприятий. Им придется действовать в значительной степени наугад, опасаясь второй волны эпидемии и настаивая на сохранении полезных санитарных привычек. Множество деталей прячется в тумане неопределенности, а скорость перезапуска общественной и экономической жизни будет зависеть от национальных особенностей. Но один из главных и общих для всех вопросов состоит в том, какие уроки будут извлечены из кризиса и какие последуют перемены.

На уровне объединенной Европы уже приняты примечательные решения и ведутся активные переговоры по согласованию новых действий.