Крыса, бегущая с корабля. Литография Альберта Ллойда Тартера, 1940-е годы

Крыса, бегущая с корабля. Литография Альберта Ллойда Тартера, 1940-е годы

Иллюстрация: Wikimedia Commons

Рейхсмаршал Герман Геринг, «второй человек в Рейхе» и официальный преемник фюрера, был одним из величайших культурных грабителей в истории: в своем поместье Каринхалль и других дворцах Геринг собрал огромную коллекцию произведений искусства, похищенных во всех концах оккупированной Европы. «Мне нечего больше добиваться от жизни, моя семья обеспечена» – говорил соратникам довольный мародер.

Однако в последние месяцы войны Герингу (как и другим нацистским «коллекционерам») пришлось придумывать, где бы спрятать награбленные шедевры. Самые ценные произведения были укрыты в системе старых альпийских соляных шахт Альтаусзее (там же была спрятана и часть коллекции самого Гитлера, предназначавшаяся для будущего «Музея фюрера» в австрийском Линце). При этом бесценные сокровища уцелели только чудом: их едва не уничтожили фанатичные товарищи Геринга по партии, не разделявшие художественных увлечений «железного Германа».

События последних дней апреля 1945-го подробно описаны в замечательной книге шведского журналиста-расследователя Андерса Рюделя «Мародеры. Как нацисты разграбили художественные сокровища Европы». Приводим отрывок из главы «Нерон», в котором рассказывается о хозяйственных хлопотах Геринга в последние дни войны.