Пандемия COVID-19 может существенно изменить привычный нам мир – и в том числе жизнь и политическое устройство в странах-лидерах, прежде всего в США.
Ведущие демократические державы могут выйти из кризиса проигравшими. Такой исход слишком рано называть предопределенным. Однако шанс на уменьшение популярности демократических форм правления сейчас довольно высок. Риск утраты влияния лишь отчасти зависит от самих демократических государств. Значительная часть этой проблемы находится вне их контроля.
Новые условия
Сегодня преждевременно выставлять странам какие-либо оценки. В частности, нет уверенности в том, что меры по сдерживанию пандемии в принципе правильные. Некоторые эпидемиологи утверждают, что переболеть коронавирусом придется большинству населения планеты, так как вакцина вряд ли будет получена раньше чем через год после начала пандемии. Выход из пандемии, судя по всему, будет не V- и не U-, а W-образным. Иными словами, волны заражения будут подниматься при каждой попытке выйти из режима самоизоляции. В результате этих волн и будет инфицировано большинство населения стран, прибегших к политике локдауна. Однако эти же эксперты полагают, что вирус не более смертоносен, чем тяжелая эпидемия гриппа. Если эта версия верна, то нет большой разницы между тем, чтобы испытать американский или итальянский сценарий с большим числом погибших в течение нескольких недель, – и сценарий, который состоит из чередующихся друг за другом ужесточении и ослаблении режима самоизоляции, волн заражений, их ослабления, но в итоге приблизительно с теми же показателями заболеваемости и смертности, которые перенесли страны, сегодня хуже всего выдерживающие пандемию.
Однако если в мерах по сдерживанию (это выяснится позже) действительно есть необходимость, то сегодня репутация многих стран мира подвергается существенному обновлению. В том числе и потому, что реакция лидеров этих стран больше напоминает панику, чем тщательно разработанный и не менее тщательно реализуемый план действий. Эту панику отчасти оправдывает высокая неопределенность, сопровождающая кризис, но реакцией на неопределенность как раз и должны быть своевременные продуманные управленческие решения.
Эрозия лидерства
Большую часть прошлого столетия Соединенным Штатам доставалась роль глобальной демократической державы. Эта страна во время различных мировых кризисов делала если не решающий, то важный шаг для их разрешения. США были в числе победителей в Первой и Второй мировых войнах. Они также одолели социалистический блок во главе с СССР в результате холодной войны. На исходе последней глобальная репутация и популярность демократической сверхдержавы достигла одного из своих вековых пиков. Вполне возможно, что и самого высокого из них. Соединенным Штатам старались подражать почти во всем, а среди подражающих были и вчерашние соперники.