Билл Гейтс. Фото: wikipedia.org

Билл Гейтс. Фото: wikipedia.org

Сидение в четырех стенах или же просто в режиме весьма ограниченного общения с живыми людьми редко приводит к чему-то хорошему. Особенно если это не добровольная самоизоляция с какими-то духовно-очистительными целями, а принудительная «самоизоляция», да еще и по поводу, который вовсе не всем кажется очевидным.

Остроты ощущениям добавляют и мысли о том, что деньги кончаются и где-то там рушится твой бизнес, твое будущее, твои планы и надежды. И даже если никакого собственного бизнеса не было, приятного все равно мало: как дальше жить – пока не очень понятно, но уже ясно, что в обозримой перспективе это будет не очень хорошая жизнь.

Принудительная изоляция привела к невероятному всплеску конспирологии, причем не только «низовой» – той, которая и без того была распространена среди не самых умных, богатых и успешных наших сограждан, но и, так сказать, элитной, охвативший даже тех, кто еще недавно казался вполне рационально мыслящим и далеким от веры в зловещую закулису.

Конспирология и жизнь

Любая конспирология удовлетворяет вполне естественное человеческое желание объяснить себе, почему он живет (или вдруг стал жить) плохо или как минимум значительно хуже, чем он сам считал бы справедливым. С такой нехитрой и где-то даже очевидной мысли начинаются любые исследования этой темы.

Нельзя не отметить и то, что даже самая безумная конспирология рациональна по форме, то есть это не просто вера в то, что какое-то злое зло портит жизнь людям в силу самой своей природы, а целая система доказательств, изобличающих предполагаемых виновников всех бед. То есть это со стороны кажется, что верящий в заговор рептилоидов человек бредит, сам же он считает, что он проделал большую исследовательскую работу, изучил аргументы и факты, и пришел к выводам, которыми и делится. Более того, он способен упаковывать в свою теорию практически любые новые факты и самому себе в этом момент представляется как раз примером рационального подхода к ситуации, а в оппоненте видит догматика и мракобеса, который верит многократно осмеянным шарлатанам – ученым, а не серьезным исследователям, публикующимся в интернете.

Люди, которым и раньше-то жилось не особенно сытно и привольно, уже давно обзавелись множеством теорий, объясняющих им причины их несчастий. Не удивительно, что вся эта эпопея с коронавирусом плеснула керосином сразу на все конспирологические костры и пепелища – и все полыхнуло!

Во-первых, началось все в Китае, который далеко не все у нас так сильно любят, как принято считать. Китаец – это прежде всего идеальный чужой: выглядит иначе, говорит непонятно, ест что попало и пишет картинками. Кроме того, китайцев баснословно много, что само по себе давно уже вошло в фольклор. И да, они имеют коварные планы в том числе и относительно России.

Во-вторых, к нам-то в итоге зараза пришла с Запада, что прекрасно ложится на все ранее сказанное по поводу этой части света.

В-третьих, трупы на улицах не валяются, а со всех сторон говорят, что болезнь смертельно опасная – то есть власти что-то скрывают и зачем-то обманывают. В то, что вся власть или как минимум наводняющие ее «плохие бояре» и «агенты влияния» постоянно врут и пакостят, свято верят даже самые истовые охранители. Кроме того, официальная позиция по поводу коронавируса, мер борьбы с ним и сроков окончания эпидемии меняется слишком часто, чтоб приученная к простым ответам аудитория отнеслась ко всему этому с пониманием.

Наконец, в-четвертых, бедному человеку очевидно, что богатые как жили во дворцах до коронавируса, так и будут в них жить после, а он за это время вполне может переехать из съемной квартиры в отчий дом, что заставляет его еще сильнее ненавидеть всех этих биллов гейтсов и германов грефов и подозревать, что они каким-то образом заинтересованы в его страданиях и наживаются на них.