Порт-Артур, Техас. Фото: pixabay.com

Порт-Артур, Техас. Фото: pixabay.com

5 мая Железнодорожная комиссия Техаса приняла окончательное решение: государство не должно вмешиваться в функционирование нефтяного рынка. Ограничений не будет.

Это если коротко. И это, разумеется, соответствует сложившимся представлениям о традициях регулирования нефтяного рынка в США, о «невидимой руке» и эффективных институтах, о стимулировании частной инициативы и поддержке конкуренции. Да, все так. Но интересны подробности.

Железнодорожная рука рынка

Железнодорожная комиссия – это нефтегазовый регулятор штата Техас (Railroad Commission of Texas, RRC). Она провела заседание – в режиме онлайн, конечно – и заслушала доклад, подготовленный рабочей группой по восстановлению экономики (Blue Ribbon Task Force for Oil Economic Recovery), о доступных свободных объемах хранения нефти в трубопроводах и на нефтеперерабатывающих заводах штата.

Рабочая группа изучила отчеты 19 НПЗ и 70 нефтепроводов о располагаемых мощностях хранения. НПЗ сообщили о свободных мощностях на 18,41 млн баррелей, а нефтепроводы – на 52,77 млн. Рабочая группа дала собственные рекомендации после анализа представленной информации, и председатель RRC Уэйн Кристиан принял окончательное решение: предложение об ограничении добычи отклонить. Два других члена комиссии огласили свою позицию ранее – Райан Ситтон был за ограничение добычи нефти в штате, Кристи Краддик – против.

Кристиан аргументировал свою позицию тем, что проблема перенасыщения рынка – на 90% на стороне спроса, и искусственными ограничениями добычи она не решается. Положение исправится только тогда, когда пандемия отступит, люди возобновят поездки на машинах, промышленность воспрянет и спрос восстановится.

Откуда вообще взялась идея, что Техас может ограничить добычу нефти? В RRC обратились с такой просьбой два крупных производителя – Pioneer Natural Resources Co. и Parsley Energy Inc., а Райан Ситтон пошел им навстречу и нашел в законодательстве штата формальное основание для ограничения: если хранилища заполнены, а нефтепроводы не могут принимать новую нефть, то добываемая нефть в буквальном смысле становится лишней и превращается в отходы. И тогда регулятор должен взяться за регулирование производства этих отходов, чтобы не загрязнять окружающую среду.