Константин Васильев. На Калиновом мосту

Константин Васильев. На Калиновом мосту

По какой-то причине взятое у Путина еще 17 сентября прошлого года интервью было показано только в мае. Поэтому, прежде чем обсудить цивилизационный тезис президента, нельзя не задуматься о том, почему сентябрьское интервью презентовано спустя много месяцев. Невольно приходит в голову слово «консервы» – так называют специально заготовленные впрок сюжеты с президентом, которые можно выдавать в эфир в те дни, когда он по каким-то причинам не желает (или не может) являться обществу непосредственно. В этом смысле мировоззренческие рассуждения всегда употребимы – потому что они всегда некстати ровно в той же степени, в которой и кстати.

Так что вполне может быть, что государственное телевидение просто запаслось новыми размышлизмами Владимира Владимировича на абстрактные темы, а сентябрьские было решено выдать в эфир. Едва ли осенью кто-то думал, что к концу мая Путин без всяких «консервов» будет едва ли не в ежедневном режиме что-то рассказывать россиянам и распекать кого-то на совещаниях – но не пропадать же добру?

Согласно высказанному в сентябре мнению Путина, Россия – не просто страна, а отдельная цивилизация. Отдельная цивилизация она потому, что у нее есть богатые традиции, многонациональность, множество культур и вероисповеданий – это весь список обоснований нашей особости, если что. Можно было бы поспорить с Владимиром Владимировичем и легко загнать его в тупик, уточнив, почему же Россия тогда не часть Европы, где тоже много наций, культур и вероисповеданий, но лидер отдельной цивилизации уже давно ни с кем ни о чем не дискутирует.

Не очень свежие идеи

Для любого гуманитария публичные медитации Путина на абстрактно-теоретические темы досадны прежде всего тем, что обычно он пересказывает откровенно устаревшие идеи и трактовки из сферы общественных наук, причем опираясь не на оригинальные тексты, а на какие-то вульгарные пересказы из условного «Краткого справочника агитатора и пропагандиста» за 1983 год. С той только разницей, что во многих случаях минусы изменены на плюсы, и то, что в советское время помечалось как «реакционно-мистическое» или «буржуазно-националистическое», преподносится в качестве свежих и актуальных идей для России XXI века.

Вот, к примеру, идея про отдельную российскую цивилизацию, которая якобы отличает нашу страну от многих других и прежде всего от тех, сравнения с которыми правителям нашим особенно обидны – от европейских. В том виде, в котором о цивилизациях рассуждает Владимир Путин, все это выглядело более-менее свежо лет сто назад, а то и раньше. Примерно в те же самые времена, когда вполне серьезные ученые не стеснялись серьезно рассуждать о непреодолимых различиях между человеческими расами.

По сути, и теория о принадлежности человечества к разным цивилизациям, каждая из которых имеет свою внутреннюю логику и мораль и потому не может быть судима по критериям соседней, не так сильно отличается в смысле практических выводов от учения о неравенстве рас: мол, ну раз у нас вот такая вот раса, а у вас она другая – как вы вообще смеете от нас что-то требовать и нам что-то предъявлять? Вы череп-то свой когда последний раз измеряли?