unsplash.com

«Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда» (выходит в издательстве «Ад Маргинем Пресс») – книга Дэвида Гребера, американского антрополога, левого активиста и просто оригинального мыслителя. «Бредовая работа» вышла на Западе в 2018 году (спустя семь лет после книги «Долг: первые 5000 лет истории», главного интеллектуального бестселлера автора, превратившего его в мировую знаменитость), а поводом к ее написанию послужил успех небольшого эссе, написанного Гребером для журнала Strike! и имевшего целью немного взбудоражить публику.

«Эссе основывалось на одной догадке, – вспоминает Гребер. – Всем знакомы должности, на которых, если посмотреть со стороны, люди ничего особо не делают: HR-консультанты, координаторы коммуникаций, сотрудники PR-отделов, финансовые стратеги, корпоративные юристы или те люди (их очень много в академической сфере), которые проводят долгие часы на заседаниях комитетов, обсуждая проблему ненужных комитетов. Этот список выглядел бесконечным. Я подумал: а что, если эти должности в самом деле бесполезны, а люди, которые их занимают, знают об этом?».

Поначалу это был лишь эксперимент – провокация в расчете на обсуждение темы, которую не очень-то принято обсуждать публично. Но читательская реакция, по-видимому, превзошла самые смелые ожидания автора. За несколько недель, прошедших после публикации эссе, его перевели на «не менее чем на дюжину языков», а сайт Strike! периодически падал из-за чрезмерного наплыва посетителей. Идея бесполезной работы оказалась близка слишком многим, так что Гребер не смог устоять перед соблазном развить ее до полноценной книги. Выбранная нами глава раскрывает понятие «бредовой работы» и одновременно развенчивает миф о том, что главным и едва ли не единственным ее источником выступает государственный сектор.

Бредовая работа – это настолько бессмысленная, ненужная или вредная оплачиваемая форма занятости, что даже сам работник не может оправдать ее существование, хотя в силу условий найма он чувствует необходимость притворяться, что это не так. Думаю, это годное определение.

Мое определение является субъективным. Для меня бредовая работа – это занятие, которое сам работник считает бессмысленным, ненужным или вредным, и при этом я предполагаю, что работник прав. Я предполагаю, что его представления основаны на реальности. Необходимо сделать подобное допущение, поскольку иначе мы бы ни к чему не пришли, так как одна и та же работа может один день быть бредовой, а на следующий день нет – в зависимости от того, как у работника меняется настроение. Идея очень проста: существует общественная ценность, которая не сводится к рыночной стоимости, и, поскольку никто так и не придумал адекватного способа измерять ее, оценка самого работника описывает ситуацию наиболее адекватным образом.

Как правило, совершенно ясно, почему это так: если человек работает в офисе и действительно тратит восемьдесят процентов времени на создание мемов про котиков, у него не может быть никаких иллюзий по поводу того, что он делает, вне зависимости от того, знают ли об этом его коллеги за перегородкой. Но даже в более сложных случаях, когда непонятно, какой вклад работник на самом деле вносит в деятельность организации, я всё же думаю, что лучше всех ответ знает он сам. Я понимаю, что кое-кому это утверждение покажется спорным. Руководители и другие большие шишки скажут, что сотрудники крупных корпораций обычно не вполне осознают свой вклад, так как общая картина видна только сверху. Я не считаю, что это совсем неверно: зачастую работники на низших уровнях не видят некоторые элементы общего контекста или им просто о них не сообщают, в особенности если компания занята чем-нибудь незаконным. Но, судя по моему опыту, любую мелкую сошку, которая работает на компанию сколько-нибудь долго (скажем, год или два), рано или поздно отзовут в сторону и сообщат корпоративные секреты.