Эмманюэль Макрон. Фото: Ian Langsdon / EPA / TASS

Эмманюэль Макрон. Фото: Ian Langsdon / EPA / TASS

Генеральный прокурор Франции Франсуа Моленс огласил следующую новость, не претендующую, на первый взгляд, на сенсационность. В Палату правосудия Республики (это единственный судебный орган, полномочный рассматривать дела в отношении президента или членов правительства) подано 63 заявления с обвинениями в адрес высоких государственных чиновников в связи с их действиями (или бездействием) в период эпидемии. Все они разные. Жалобщики – как частные лица, так и общественные организации (например, профсоюзы или ассоциации врачей), которые считают себя пострадавшими из-за некомпетентных решений правительства во время эпидемии коронавируса. Свой ущерб они вменяют в вину, как правило, премьеру и министру здравоохранения, но упоминаются и другие министры.

Параллельно с этими прошениями подано еще 47 жалоб в обычные инстанции против чиновников меньшего ранга.

В заявлениях присутствуют такие формулировки, как «создание опасности для жизни третьих лиц», «непреднамеренное убийство», «неоказание помощи лицам, находившимся в опасности». Жалобы находятся на предварительном рассмотрении, и пока не ясно, будет ли им дан ход. По мнению генпрокурора, степень их обоснованности различна.

В этих, казалось бы, рядовых и непримечательных сообщениях заложена мина для правительства. Согласно общим принципам, его ответственность может быть политической или уголовной. Первая предполагает механизм парламентского расследования в сочетании с разоблачениями в прессе, часто скандальными, из которых могут следовать отставки и поражения на выборах. Политическая жизнь Франции, как и других демократий, знает много таких дел.

Впрочем, иногда, в минуты роковые, общество хочет призвать правительство к ответу в рамках уголовного права. Основной критерий его применения – умышленность действий или бездействия руководства с пагубными последствиями для граждан. Доказать злой умысел непросто. Любое правительство появляется в результате выборов, его курс, по определению, не может нравиться всем, но таковы принципы демократического управления. Рассерженным избирателям достаточно в следующий раз просто иначе проголосовать.

Но у кризиса свои законы. О нем нельзя договориться заранее, правительство вынуждено работать в экстремальных условиях и принимать решения, которых не было в предвыборной программе. Коронавирус вызвал не только материальные, но и человеческие потери, которые, возможно, не были неизбежны. Люди, испытавшие горечь утраты своих близких, предъявляют суровый счет.