Знаменитый ученый и классик научпопа Ричард Докинз не нуждается в представлении: на русский язык переведены его книги «Эгоистичный ген», «Расширенный фенотип», «Слепой часовщик» и многие другие.
«Расплетая радугу» (выходит в издательстве Corpus) несколько выбивается из привычного ряда работ в жанре научпоп. Ее главный герой — поэзия как таковая. В предисловии Докинз признается, что позаимствовал заголовок книги у Китса, считавшего, что, «сведя радугу к дисперсии света, Ньютон начисто лишил ее поэзии».
«Моя цель — привести всех, кому близка подобная точка зрения, к прямо противоположному выводу. Наука является, или должна являться, источником вдохновения для великих поэтов, но я не настолько одарен, чтобы доказывать это на деле, и потому вынужден буду полагаться на более прозаические доводы… Ньютону удалось "расплести радугу", и это привело к появлению спектроскопии, которая дала нам ключ ко многому из того, что мы знаем сегодня о Вселенной. И не было такого поэта, достойного называться романтиком, чье сердце не заколотилось бы, увидь он вселенную Эйнштейна, Хаббла и Хокинга». Republic публикует отрывок из книги, посвященный плохой научной поэзии.
С недавних пор в получаемых мною письмах стали намного чаще попадаться такие выражения, как «теория хаоса», «теория сложности», «нелинейная критичность» и им подобные. Я не хочу сказать, что у авторов этих писем отсутствует самое слабое, самое приблизительное представление о значении употребляемых ими слов. Скажу только, что трудно понять, так это или нет. Разномастные религиозные течения так называемого «нового века» буквально упиваются всякой тарабарщиной, фальшивым научным языком — механически заученной, наполовину (нет, больше, чем наполовину) недопонятой терминологией: энергетические поля, вибрации, теория хаоса, теория катастроф, квантовое сознание. В своей книге «Почему люди верят не пойми во что» (1997 г.) Майкл Шермер приводит типичную цитату:
На протяжении геологических эпох эта планета была погружена в сон, но теперь, с зарождением более высоких энергетических частот, она пробуждается с точки зрения разума и духовности. Мастера ограничения и мастера прорицания используют одну и ту же творческую силу для проявления своей реальности, только первые движутся по нисходящей спирали, а вторые — по восходящей, причем и те и другие усиливают резонанс присущих им вибраций.
Квантовая неопределенность и теория хаоса оказали самое плачевное воздействие на массовую культуру — к большой досаде своих истинных приверженцев. Оба понятия то и дело эксплуатируются всеми, кто склонен поносить науку и дискредитировать ее чудеса: от профессиональных мошенников до чокнутых «ньюэйджеров». В Америке индустрия «целительного» самолечения приносит миллионы, и она не замедлила обернуть себе на пользу выдающееся умение квантовой теории сбивать людей с толку.
Доказательства этому были собраны Виктором Стенджером, автором великолепной книги «Физика и психика» (1990 г.). Один целитель выпустил целую серию книг о так называемом «квантовом лечении», оказавшую самое целительное воздействие на его благосостояние. В другом попавшем ко мне в руки издании есть разделы о квантовой психологии, квантовой ответственности, квантовой морали, квантовой эстетике, квантовой порочности и квантовой теологии. Кто-то будет слегка разочарован, не увидев в этом списке «квантовой заботы», но, возможно, я ее не заметил.
Я бы оставил естественные науки в покое. И уж точно отказался бы обсуждать гендерные основы поэзии и науки. Было в СССР время, когда писали о "физиках и лириках". Начало в 1959 году положило стихотворение Бориса Слуцкого. Привожу начало:
"Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе".
Я занимаюсь гуманитарными науками, в основном экономикой и управлением, сейчас преподаю в вузе. Мне как-то студент задал вопрос: "Зачем в школе заставляют наизусть заучивать стихи?" Не буду говорить, что я говорил ему о важности поэзии, но напомню, что в Китае в древние времена, человек, желающий стать чиновником, должен был сдать экзамен на умение писать стихи.
Тем не менее, вопрос задан: Зачем учить детей литературе, зачем им проза и поэзия?
Это отрывок из уже финальной версии книги? Какой-то совершенно деревянный перевод.
"на одном междисциплинарном семинаре, посвященном эмоциям, социальный психолог по имени Фиби Эллсворт была подвергнута форменному запугиванию. Хотя она там из кожи вон лезла, чтобы предотвратить возможную критику, но один раз все-таки неосторожно обронила слово «эксперимент»"
= = =
Что ж еще ждать от "междисциплинарного семинара, посвященного эмоциям"...
Ну это же неразумно и нелогично - пытаться разумом и логикой убедить в чём-то людей, считающих разум и логику орудиями угнетения )
["..большинство опрошенных ими женщин оказались принадлежащими к категории «субъективно познающих», которой свойственно «страстное неприятие науки и ученых». Эти «субъективистки» смотрят на методы логического анализа и обобщений как на «чуждую для них территорию, принадлежащую мужчинам» и «высоко ценят интуицию как более безопасный и плодотворный способ подобраться к истине»."]
Просто потерял дар речи....
Дуры встречаются с такой же частотой, как и дураки, и это не новость. В любом движении всегда образуется радикальное крыло, а радикалы производят больше шума, потому и заметны. Считать, что у женщин есть какой-то особенный способ мышления такая же глупость, как считать, что для достижения равенства возможностей необходимо установить квоты для поступления женщин на мехмат.
В общем нет. На мужчинах природа экспериментирует, поэтому дураков больше, равно как и гениальных эксцентриков. Женщины в основном с нормальным интеллектом.
Это настолько устаревшее даже для меня, 65+, стереотипное утверждение, из серии "лучшее украшение женщин - скромность", что опровергать скучно.
То есть поголовно дуры. Нормальный интеллект - это полное его отсутствие
Ну я не знаю хотели бы вы прожить жизнь математика, например. Там стресс очень большой, труд в юности наизнос, олимпиады, семинары, бег на выносливость против аутичных еврейских юношей постигших функциональный анализ в 14 лет, докторская диссертация до 30-ти лет иначе концерт окончен - тушите свет, предельные нагрузки на когнитивные возможности мозга, publish or perish, платят не то чтобы очень. И в конце концов возрастная деградация мозга которая у математиков манифестирует особенно остро. При этом типичный математик не может заниматься скучной работой которая тупо и стабильно приносит деньги.
Микро-замечание, но к науке Сандра Хардинг имеет отношение только очень опосредованного, через «философию науки». Ее фраза о механике Ньютона хлёсткая и интеллектуально смехотворная (она сама потом жалела, что глупость сказала). Но в общем политически корректном социальном (даже академическом) дискурсе, к сожалению, не уникальная. Равно как и метод «доказательства» по ассоциации. Ньютону досталось только по ассоциации с Бэйконом, феминистский «кейс» против которого разобран, например, здесь https://philpapers.org/archive/SOBIDO. Хотя мне кажется больше всего таких «философов науки» задевает бэйконовское «знание - сила». Значит насилие. Значит мужчины над женщиной. Значит это ваше знание есть механизм насилия мужчины над женщиной. Вот вам и действие равно противодействию :).
Такие термины как new age лучше не переводить