Виктор Кожени,1998 год. Фото: Chris Pizzello / AP / TASS

Виктор Кожени,1998 год. Фото: Chris Pizzello / AP / TASS

В начале 2000-х британская пресса смаковала подробности экстравагантного ужина в лондонском ресторане «Гаврош» в Мейфэре, который обошелся чешскому финансисту Виктору Кожени более чем в $20 тысяч не считая чаевых. Особенно довольны остались повара, которым он отправил бутылку показавшегося ему слишком молодым красного бургундского вина «Романе-Конти» урожая 1985 года стоимостью $8 тысяч.

Не устроило его и «Шато Латур» 1961 года, стоившее чуть более $3 тысяч. Перепробовав несколько не менее дорогих вин, знаток виноградной лозы остановил выбор на «Шато О-Брион» урожая 1945 года, стоившего $3,5 тысячи за бутылку. Под стать оказались и его запросы к сигарам – они обошлись ему в $79 за штуку. Это, кстати, была в те годы средняя цена одного чека в «Гавроше».

Вся эта история 1997 года всплыла после того, как Кожени приобрел за $25 млн особняк композитора Эндрю Ллойда Уэббера на Итон-сквер. Британцы, естественно, захотели разобраться в происхождении трат на столь роскошный образ жизни – и не разочаровались, узнав историю жизни человека, который по праву носил прозвище «Пират из Праги».

Университеты

Виктор родился в 1963 году в Праге. Он рано привык к самостоятельности. Мать укатила за границу, когда ему было пять лет, а еще через четыре года совершил самоубийство отец. Мальчика воспитывала тетка.

В 16 лет подававший надежды юноша оказался за границей. Три года он провел в Германии, затем перебрался в США. На физическом факультете Гарварда Кожени запомнился любовью к дорогим авто и походам по дорогим ресторанам, а также патологической склонностью к вранью. Он рассказывал, например, что после лучшей гимназии в Праге поступил в 14 лет в самый престижный столичный университет, после окончания которого якобы бежал в Германию. А там познакомился с известным физиком из Альбукерке, Нью-Мексико, который не только оплатил переезд в Америку и учебу в Гарварде, но и пригласил работать в своем ядерном центре.

На самом деле в Мюнхене Кожени случайно попал на лекцию известного американского физика Марлона Скалли. Знания физики у него были на уровне средней школы. Тем не менее ему удалось произвести впечатление на Скалли. К басням о нескольких якобы придуманных им теориях он ловко приплел историю о бегстве из Чехословакии по политическим соображениям.

Скалли действительно пригласил его учиться в университет в Нью-Мексико и оплатил проезд в Альбукерке. Виктор явился к нему в гости, занял $100 и попросил разрешения немного пожить у него дома.

Быстро поняв, что смазливый паренек не разбирается в физике, ученый указал ему на дверь. Виктор устроился репетитором в богатую семью и… соблазнил хозяйку, 37-летнюю мать троих детей. Да так, что она бросила мужа и вышла за него замуж. Взбалмошная дамочка и оплачивала его обучение в Гарварде, дорогой «вольво» и походы по ресторанам.

После первого же семестра Виктор Кожени перевелся на экономический факультет, но не блистал и там. Несмотря на это, через шесть лет он покинул Гарвард с дипломом экономиста. К тому времени он уже бросил первую благодетельницу, успел жениться на дочери богатого банкира из Бостона, но бросил и ее, узнав, что она беременна. Через несколько лет Кожени женился на своей соотечественнице Людке, которая работала у него секретаршей.