США анонсировали возобновление переговоров с Россией по контролю над ядерными вооружениями. Об этом заявил советник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен в эфире телеканала Fox News. Договоренность провести встречу российских и американских делегаций по стратегической стабильности достигнута 8 мая в ходе телефонного разговора замглавы МИД РФ Сергея Рябкова и нового спецпосланника президента США по контролю над вооружениями Маршала Билингсли (он также станет замгоссекретаря по контролю над вооружениями, если его кандидатуру утвердит сенат).

Казалось бы, это хорошая новость для Москвы, давно добивавшейся переговоров по продлению Договора о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ или СНВ-3, срок действия истекает 5 февраля 2021 года). Однако, судя по звучащим из Вашингтона сигналам об истинных установках администрации США на предстоящих переговорах, вероятность достижения какого-либо соглашения стремится к нулю – за исключением сугубо технической договоренности о краткосрочном (от шести месяцев до года) продлении ДСНВ для продолжения переговоров о новом соглашении. Но и это пока не гарантировано.

Эксклюзивный диалог

Более реальным выглядит сценарий окончательного коллапса архитектуры контроля над вооружениями и утраты наиболее статусного для России канала взаимодействия с США. Унаследованная со времен холодной войны система соглашений по контролю над ядерными вооружениями оставалась в последние 30 лет единственным форматом, где Россия имела полностью равный США статус. Она усиливала эксклюзивную роль РФ в мировой политике как единственного равнозначного конкурента США в этой очень значимой для выживания человечества области. К эксклюзивному статусу равных отношений с США, которого не было бы ни у одной другой державы мира, советские и российские лидеры стремились (наивно) практически всегда. Как показывает историк Сергей Радченко, в мае 1973 года Леонид Брежнев доверительно делился с Генри Киссинджером своим видением, что «если бы США и СССР смогли договориться о равном партнерстве, мы могли бы управлять миром», а Борис Ельцин в 1994 году говорил Биллу Клинтону, что Россия «должна первой, еще до стран Центральной и Восточной Европы, вступить в НАТО, и тогда Россия и США образовали бы своего рода картель для обеспечения безопасности в Европе и мире». Эту же цель «эксклюзивного партнерства» с США преследует и стратегическая инициатива Владимира Путина о проведении саммита стран постоянных членов СБ ООН, и попытки возродить «дух союзничества» России и США «времен встречи на Эльбе».