Сергей Шойгу и Владимир Путин на параде 9 мая 2019. Фото: kremlin.ru

Сергей Шойгу и Владимир Путин на параде 9 мая 2019. Фото: kremlin.ru

В ходе очередного совещания с подчиненными – на этот раз не про вирус, а про пожары и паводки, но это малозначительная деталь, – Владимир Путин кинул на стол шариковую ручку. Возможно, вам кажется, это пустяк. Но если вам так кажется, значит, вы просто не имеете никакого отношения ни к власти, ни к ее информационной обслуге.

«Владимир Путин кинул ручку на стол!» – сообщило Российское информационное агентство «Новости». Не помню, была ли у новости пометка «молния», но хочется верить, что была. Все прочие агентства, сайты телеканалов и газет повторили срочное сообщение. Ручка Путина довольно быстро докатилась до верхней строчки «Яндекс-Новостей».

Для тех, кто не понял величия произошедшего, новость на следующий день повторили на Russia Today. И – это, видимо, для совсем уж скорбных умом, – разжевали на сайте телеканала «Царьград»: «Политолог и политтехнолог Марат Баширов объяснил, почему шариковая ручка президента РФ Владимира Путина привлекла так много внимания. Многие журналисты обратили внимание, что на совещании по борьбе с паводками глава государства беспокойно крутил в руках шариковую ручку, а затем положил её на стол. По словам Баширова, этот жест показывает степень крайнего недовольства президента, поэтому чиновникам стоит бояться шариковой ручки Путина. “Ручка в таком политическом сознании имеет какой-то сакральный смысл. Стала этаким символом власти. Если президент бросает ручку, значит, он крайне недоволен”, – пояснил политолог».

Несоветские неосоветские

В блистательной, невероятной просто книге Юрия Слезкина «Дом правительства» (прочтите обязательно, если вдруг еще не прочли), большевики описываются как религиозная секта, сумевшая подчинить себе чужую империю. У них было пророчество, было четкое знание о конце света и начале нового, правильного мира, были непогрешимые лидеры, был постоянно растущий список врагов. Было священное писание и ритуалы. Они – как любым сектантам положено, – пережили период разочарования, когда с новым и правильным миром не сложилось, и начали с энтузиазмом жрать друг друга. Успев перед этим, к сожалению, во имя правильного нового мира перебить многих и многих людей, которые, как им казалось, в новый мир не вписывались. А как только период людоедства закончился, началась затяжная агония сектантского государства.

За действием Путина и его ближних часто прозревают реставраторские порывы. Я и сам об этом не раз писал. Но во всех рассуждениях о «реставрации брежневского СССР» или даже «сталинского СССР» была одна слабость. Неосоветские руководители РФ выглядели и действовали очень уж не по-советски. Жили в роскоши, которая прежним вождям и в самых сладких снах не снилась, наслаждались всеми прелестями гнилого западного капитализма, детей эвакуировали из самого лучшего на свете государства при первой же возможности, ну, и так далее.

Жизнь и действия большевистских сектантов определяла идеология. У путинцев (и у самого Путина, конечно) все было ровно наоборот: идеология, наспех сколоченная из обломков советской пропаганды и плохо переваренных представлений об имперском величии прежней России, не определяла их усилия, а определялась ими. Подгонялась под (довольно нехитрые) действия, нацеленные, в основном, на личное обогащение и сохранение власти. Они были не вдохновенными пророками, а технологами, они не исповедовали веру, а создавали инструменты для манипулирования настроениями масс.

А теперь будет гипотеза: есть ощущение, что вот именно сейчас они (и, к несчастью, мы вместе с ними) оказались внутри новой эпохи. Технология победила технологов, стала верой, союз друзей-расхитителей превратился в секту. Вернее, превращается. Чудо можно наблюдать в режиме реального времени.

Я не уверен, что это так (и хотел бы ошибиться, поскольку вороватые лицемеры много безопаснее искренних сектантов), но некоторые подтверждения собственному предположению, к сожалению, вижу.