Отправка мобилизованных коммунистов на фронт против белополяков. Петроград, 1920 год.

Отправка мобилизованных коммунистов на фронт против белополяков. Петроград, 1920 год.

«…русскому все равно, главное, чтобы наступили времена Третьего Рима. А каким уж будет Третий Рим христианским или коммунистическим, совершенно неважно».

Джонатан Литтелл. «Благоволительницы»

30 мая 1920 года в советских газетах вышло «Воззвание ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились», подписанное группой видных генералов еще царской армии во главе с Брусиловым. Они призвали офицеров идти в Красную армию, чтобы защитить «матушку Россию» от польского натиска. Это воззвание стало своеобразным актом окончательного примирения части офицерства с советской властью.

Брусилова, с 1917 года жившего в Москве на положении частного лица, долго уговаривали пойти на сотрудничество с большевиками. Перелом наступил в конце апреля 1920 года, когда поляки, прорвав фронт Красной армии, начали широкое наступление на Украине, 7 мая польская кавалерия вошла в Киев – мать городов русских. За неделю до этого Брусилов, наконец, предложил свои услуги Реввоенсовету в борьбе с Польшей, написав, что «первою мерою должно быть возбуждение народного патриотизма, без которого крепкой боеспособности армии не будет».

Вопросы идеологии

С «возбуждением патриотизма», однако, возникли серьезные идеологические проблемы. Еще 6 мая секретарь ЦК РКП(б) Преображенский жаловался Ленину на «неприличную статью насчет любящих родину истинно русских людей» в газете «АгитРОСТА», после выхода которой, спрашивал он, «до чего могут дописаться в [какой-нибудь] Чухломе?». ЦК в итоге сделал редакциям строгое внушение насчет уклонов «в сторону национализма и шовинизма».

Будущему маршалу, а тогда начальнику оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета Шапошникову пришлось оправдываться перед трибуналом за статью в журнале «Военное дело», где он писал о «природном иезуитстве ляхов» в противовес «честному и открытому духу великоросского племени». А в напечатанном там же «Обзоре боевых действий Красной Армии в мае месяце 1920 г.» наркомвоенмор Троцкий прочитал нечто совсем уж вопиющее: «Гремят призывом боевые трубы по всей Руси, скликая бойцов на последний “смертный” бой с ляхами! Эй, Русь, вперед на защиту своих “вековых” прав – встань, как один, против недруга!». В итоге издание журнала, пытавшегося совместить принципы интернационализма и патриотизма («Пусть эта война для одних будет “гражданской” с точки зрения идеалов социализма, для других она – “война за неприкосновенность, за цельность России”»), было приказом наркома приостановлено «впредь до радикального изменения состава редакции».