Если кто помнит, на пороге эпидемии коронавируса агитация за поправки уже началась – артист Безруков трагикомично шептал что-то про русский язык и Конституцию.
Голосование 22 апреля не состоялось, так что первая конституционно-агитационная атака на население была остановлена коронавирусом. Тем не менее, подготовка к мероприятию с подвешенной датой продолжалась, – в соцсетях постоянно появлялись фотографии диковатых плакатов в стиле «Волга впадает в Каспийское море – Конституция 2020».
Теперь назначена новая дата, и агитационная машина вновь заработала на всю катушку.
За время эпидемии, надо сказать, интриги в голосовании по поправкам не прибавилось, а скорее наоборот. Буквально на днях виднейшие наши правоведы, госпожа Талия Хабриева и господин Павел Крашенинников (если что, не родственник автору этих строк, как некоторые полагают) сообщили о новом чуде – оказалось, что хоть поправки в Конституцию еще не одобрены на всенародном голосовании, они уже самозаработали и стали частью правовой системы. То есть, даже теоретической возможности для неутверждения поправок народом не осталось. Про многодневное голосование в садах и парках без предъявления паспорта и говорить уже не хочется – исход понятен.
Итак, интриги у голосования никакой нет, конфликта тоже – но выделенные на рекламу бюджеты сами себя не распилят, да и начальник так озабочен темой своих поправок, что каждый подхалим считает своим долгом продемонстрировать рвение на этом поприще и июнь в этом смысле принесет нам еще множество сюрпризов.
Прежде чем поговорить о самих агитационных продуктах, нельзя не обратить внимание публики на еще один курьез. Как буквально вчера сообщила представителям оппозиционной общественности, желавшим получить время и площади для агитации против поправок член ЦИКа Майя Гришина, закон о голосовании по Конституции вовсе не предусматривает агитацию за или против. То есть, если вы где-то увидите, что кто-то агитирует прийти и поддержать – то это всего лишь информирование, а не то, что вы подумали.
Путинизм в лицах
Возобновление активной фазы агитации началось с публикации двух явно агитационных роликов – одного в жанре «белого» пиара, другого – в жанре пиара «черного».
Начнем с позитива. Флагман отечественного агитпропа, канал RT, выкатил шедевр – группа людей зачитывает преамбулу к действующей конституции. Преамбула, что важно, остается неизменной с 1993 года, поэтому пафосные слова о возрождении российской государственности – они оттуда, из начала 90-х, хотя в нынешней ситуации звучат как программа НОДа: мол, кончилась оккупация, наконец-то возрождается государственность. Впрочем, чтение старой и неизменной преамбулы завершается картинкой с датой голосования за поправки и словом «Вместе». Таким образом, этот ролик как бы просто информирует о дате голосования и том, что мы все – вместе, вместе с сыроваром Сиротой и дизайнером Лебедевым.
Казалось бы, логичнее было хоть как-то проинформировать граждан России о том, что же там меняется, а не зачитывать в лицах то, что остается неизменным – но это общее место всей поправочной агитации: суть изменений или не излагается вовсе или большее внимание уделяется малозначительным в юридическом и практическом смыслах деталям, а не обнулению сроков Владимира Путина.
Как можно понять, замысел авторов состоял в том, чтобы показать, как поправки объединяют весь российский народ. Но в итоге мы еще раз увидели лишь то, насколько узок круг тех, кто готов участвовать в провластной агитации. Актер и лицо огосударствленного проекта «Бессмертный полк» Василий Лановой и его жена, актриса Ирина Купченко, командир отряда космонавтов Олег Кононенко, военный моряк Артем Трочин, спортсмены Вячеслав Фетисов и Аделина Сотникова, шоумены Иван Охлобыстин и Сангаджи Тарбаев, врач Лео Бокерия, директор музея «Херсонес Таврический» Елена Морозова, бывший министр и нынешний руководитель театра Михаил Швыдкой и сыровар Олег Сирота – что объединяет всех этих людей? Правильный ответ: или многолетние участие во всей и всяческой провластной агитации, или прямая финансовая и административная зависимость от власти, или сочетание обоих этих факторов. Представить себе военного моряка, который бы посмел публично выступать против предложенных верховным главнокомандующим поправок, довольно сложно. Как и сыровара-пропагандиста Сироту, у которого весь бизнес построен на тесной дружбе с властью. Директор музея, директор театра, директор крупнейшего медицинского центра, космонавт, шоумен, спортсмен – в России все эти люди зависят от милости начальства. Как, впрочем, и ветераны с многодетными мамочками.