Беженцы в Корее, 1951

Беженцы в Корее, 1951

Фото: US Government / Wikipedia.org

Книга американского комиксиста Харви Курцмана (1924–1993) «Труп в Имджине!» (только что вышла в издательстве Белое яблоко) – это сборник рисованных историй, значительная часть которых посвящена Корейской войне. 25 июня исполняется 70 лет конфликту, который в России практически забыт (несмотря на то, что Советский Союз принял в нем самое деятельное, хотя и негласное участие).

Большинство историков считает, что полномасштабное вторжение в Южную Корею в июне 1950 года было личной инициативой северокорейского диктатора Ким Ир Сена, и Сталин не санкционировал эту авантюру. Так или иначе, на стороне КНДР воевали китайские «добровольцы» (на самом деле – армия КНР) и советские летчики 64-го авиакорпуса. Южную Корею открыто поддержали США, а также контингенты еще нескольких государств в составе многонациональных сил ООН. Война, продолжавшаяся до лета 1953-го, унесла, по разным оценкам, от 3 до 5 млн жизней; погибло (по официальным данным) около 300 советских граждан, потери США составили больше 54 000 человек. Мирный договор между двумя Кореями не подписан до сих пор.

За годы Второй мировой в Америке был накоплен огромный опыт пропагандистского использования самых разных форм и жанров поп-культуры. От пинап-открыток до джаза, от великого кино до комиксов – всё это эффективно работало на войну и поддерживало боевой дух нации. Этот опыт попытались использовать и в Корейской войне, однако прежние клише не очень работали: прямолинейная попытка представить новый конфликт на Дальнем Востоке как сиквел героической схватки с японцами, а северных корейцев – как хитрых, жестоких и беспримерно уродливых дьяволов, не имела успеха. Нужны были более тонкие решения.

Весной 1951 года, когда стало понятно, что война затягивается, группа издателей и художников основала журнал комиксов «Схватка на передовой» (Frontline Combat), полностью посвященный военной тематике. В журнале публиковались рисованные истории и о других военных конфликтах, вплоть до римских завоеваний или наполеоновских войн (эти истории тоже есть в книге). Но корейская тема, конечно, занимала главное место. Молодой Харви Курцман стал одним из самых ярких художников журнала.

Редакторы и авторы «Схватки» решили отказаться от идеализации войны и расчеловечивания противника. Не подвергая сомнению необходимость и справедливость войны как таковой, Курцман последовательно отказывает ей в романтическом ореоле, развенчивает «красоту боя», а образы врагов рисует снисходительно и даже с некоторым сочувствием.

Работая над очередной серией, Харви Курцман тщательно изучал военные сводки и политические новости, технические характеристики оружия, беседовал с очевидцами боевых действий, задавал вопросы высокопоставленным военным в Пентагоне. Для комиксиста того времени это был совершенно необычный, революционный подход. В одном из своих поздних интервью (оно также приведено в книге) Курцман так объяснял свой метод:

Я буду наблюдать за банальной истиной и облекать ее в форму рассказа, например: „Сражения ведутся людьми, а не машинами“, „Смерть наступает неожиданно“, „Война разрушительна и трагична“, – любая из этих идей может быть воплощена в десятке историй.

Смотрим, как это получилось.