Памятник Владимиру Ленину. Фото: pixabay.com

Памятник Владимиру Ленину. Фото: pixabay.com

Сейчас, когда в Америке и Европе происходят впечатляющие столкновения тех, кто обвиняет современную западную цивилизацию в глубинной приверженности расизму с теми, кто ненавидит «расизм и негров», российская общественность не остается в стороне. Она наблюдает и активно комментирует – и вдруг выясняется, что и радикальные охранители, и многие их многолетние критики, и значительная доля обывателей оценивает происходящее за западными рубежами нашего Отечества весьма специфическим образом – то стеснительно, а то и решительно становясь на позиции, которые в западном мире не то что либерал, но даже не каждый махровый консерватор смеет занять.

А все почему? А все потому, что Запад в очередной раз оказался не таким, как многим из нас хотелось бы, и озабочен он совсем не тем, чем мы бы хотели – не нами, не Россией и ее ролью в мире, а своими проблемами, которые вроде нас и не касаются. Да и какие это проблемы? Подумаешь, полиция кого-то чернокожего парня убила не по делу, ну надо же, какая беда!

По дороге разочарований

Очень хорошо у русского человека (в самом широком смысле слова, даже если сам он еврей, уехавший в Израиль, или немец, уехавший в Германию) получается разочаровываться. Причем разочаровываться в том, чего на самом деле никогда не существовало, но во что так приятно было верить.

Например, в Париже многих наших людей раздражает то, что там «много арабов и грязно». В русской классике в Париж ездили баре, которые явно не поехали бы в грязное место, и вообще про арабов в книжках про мушкетеров ничего не сказано. И хоть уже 30 лет почти любой желающий увидеть Париж может (во всяком случае, до последнего времени мог) это сделать, разочарование все еще остается популярной темой для разговоров – приехал в Париж, а там они, негры и арабы. И в Брюсселе, и в Риме – они же. И даже в Берлине, где вроде бы должны жить исключительно белокурые бестии в черных мундирах, строем передвигающиеся с оргии на оргию – кебаб, турки, арабы и, если очень поискать, то даже и грязно местами. Реальность, короче говоря, разочаровывает снова и снова, не желая быть такой, какой мы ее себе представляли.

Про Америку и говорить нечего – America is beautiful. Для человека старой закалки она – все еще сияющий город на холме, а для патриота-конспиролога – зловещая и величественная цитадель зла. Поэтому сцены массовых протестов, да еще и с погромами, ставят в тупик всех: истовый поклонник должен или признать, что выдуманного им идеального царства свободы не существует, или же яростно доказывать прежде всего самому себе, что «леваки» и «ниггеры» уничтожают все то, что он любил и чуть ли не своими руками созидал.

Конспирологам приходится искать ответ на вопрос, кто и зачем устроил «майдан» в стране, которая, согласно их вере, сама везде устраивала «майданы». Они, конечно, справляются – но тоже без особого изящества. Впрочем, им все-таки проще: можно бесконечно повторять на все лады, что демократия ведет к хаосу, а хаос – к погромам, так что в России нам всего этого не надо, а то на пике демократии понаехавшие «ниггеры» разграбят ближайшую «Пятерочку».

Памятники старому злу

Нравится нам это или нет, но мир несовершенен. И внутри американского общества существовали и копились противоречия, которые совсем не хотелось замечать тем, кто видел в нем едва ли не идеальную модель, готовую для повсеместного внедрения.