Юрьев-Польский. Георгиевский собор

Юрьев-Польский. Георгиевский собор

Если ехать из Москвы на машине — а как еще, поезд один, Москва-Кинешма, через Юрьев проходит глубокой ночью, с автобусами тоже какая-то беда, — можно по пути остановиться в Александрове, тем более, что дороги теперь отличные. Ну, в этой части России, хотя тоже, конечно, не все. Слобода, тяжеловесная громада собора, несколько интересных икон в музее, тень грозного царя Ивана.

Или нет, не можно, нужно, но об этом позже. Прямо напротив входа в музей-заповедник, через дорогу — антикварная лавка. Среди сомнительной рухляди — бюст, повернутый спиной к покупателю. Прическа у гипсовой головы кажется смутно знакомой.

— Смотри, Сталина в угол поставили. Стесняются.

Хозяин лавки ухмыляется, поворачивает товар лицом. Это Дмитрий Ульянов. Я не то, чтобы твердо помню, как выглядит Дмитрий Ульянов, но в основании бюста — поясняющая надпись.

Потом дорога, поля и облака. Облака у нас в России хороши. Детский дар опознавать в них диковинных зверей, богатырей, карликов, ангелов и нечисть возвращается молниеносно. Облака отвлекают, и понимаешь не сразу, что ты уже приехал. Тем более, что город ведь и городом назвать сложно. Городок. Городишко. Деревенские домики. Иные развалились, иные, наоборот, по нынешней скверной моде обделаны сайдингом. Хозяевам, конечно, жить уютнее, зато глаз не радует, но они ведь и не для тебя это делали, они для себя.

Аляповатые — как будто девяностые не то, что не кончились, а даже и не начались толком, — вывески магазинов. Сбербанк, «Магнит». Все, как в России, все, как везде. Ничего примечательного.

Георгий

Но это неправда. Это он, Юрьев-Польский, так вот тебя заманивает, чтобы ударить исподтишка. Кружишь по сонным улицам, добираешься, наконец, до пятачка с местными достопримечательностями. Михаило-Архангельский монастырь слева, чуть впереди краснокирпичная громадина — собор Живоначальной Троицы, построенный к трехсотлетию дома Романовых, и построенный, видно, на совесть: советские люди начали его ломать, но не доломали. Красиво, любопытно, обшарпано слегка, и не ошеломляет, если ты успел по России поездить и повидал разное. Но через минуту все это станет не важным. Все вообще на время станет не важным, и даже само время куда-то денется.