Есть ощущение, что российская элита оказалась перед геополитической дилеммой: что делать и куда идти? Трамп пригласил Путина на саммит «большой семерки», Кремль взял паузу на размышления, Путин еще до того перенес с июля на «ближе к осени» проведение саммита ШОС в Санкт-Петербурге, а тем временем представители Пекина в Москве заволновались, не начал ли наш вождь на ходу переобуваться из китайских кед в ковбойские сапоги.
Оживленно обсуждают искомую тему разного калибра политические эксперты. Ни «наши», ни «не наши» в общем-то не верят в возможность «разворота на Запад». Гендиректор «Российского совета по международным делам» (РСМД) Андрей Кортунов преподнес предложение Трампа как «иллюзию, что все-таки Россия в лице Владимира Путина перейдет на правильную сторону истории и поменяет стратегическое партнерство с Китаем на какие-то конструктивные отношения с Западом».
Старший эксперт Гудзоновского института (Вашингтон) Андрей Пионтковский исключил принятие России в «большую семерку» по одной простой причине: это основанный на ценностях клуб демократических стран, а Россия к таковым государствам давно не относится.
И вообще, считает он, попытки известных «жуликов» Дмитрия Саймса и Томаса Грэма внушить Трампу идею перетянуть Россию из объятий Китая на сторону Запада тщетны в силу истеричной степени антиамериканизма и антизападничества у российской правящей верхушки. Да и «Китай уже довольно жестко держит путинскую Россию и за горло, и за другие чувствительные места… Так что выбора никакого у России уже нет».
«Подгоняемое сверху экстренное сближение»
Эти мнения – малая часть преимущественно дискретной дискуссии, идущей в российском истеблишменте на фоне новой, постковидной, действительности.
Главный аргумент в дискуссии у «прокитайской» фракции: любые телодвижения Москвы в сторону Запада чреваты «оранжевой революцией», утратой суверенитета и многомиллиардными убытками для России.
«Дружественные» Пекину пропагандистские СМИ – от госканалов до проплаченных троллей и «звезд» прокремлевского пиара ежечасно внушают населению, что «атлантический» Запад во главе с США остается извечным геополитическим врагом России. А посему с ним у нас не может быть партнерства по-крупному, к тому же (цитирую пропагандиста Петра Акопова) «у него (у Запада – Е.В.) нет будущего». Может быть, и нет, но пока представители Запада, как заявил в минувшую среду глава Совбеза РФ Николай Патрушев, активно пытается «внести раскол в российское общество, навязать выгодные им ценности и модели развития, получить возможность манипулировать общественным сознанием».
Коронавирус и его последствия, считают в Московском центре Карнеги, заставят Россию и Китай сближаться «куда более стремительно, чем было бы комфортно для двух стран, между которыми все еще высок уровень недоверия». Тем не менее, «несмотря на все отрицательные последствия, в краткосрочной перспективе у России нет другого выбора, кроме еще большего сближения с Китаем», уверены эксперты центра Александр Габуев и Темур Умаров. Правда, «…подгоняемое сверху экстренное сближение, скорее всего, окажется слишком быстрым, чтобы получить поддержку обществ и элит двух стран, что может усилить взаимное недоверие и прочие связанные с этим проблемы», и все же, настаивают эти эксперты, в сложившейся социально-экономической ситуации, да еще в условиях продолжающихся западных санкций альтернативы все более тесной зависимости от Китая попросту нет.