Мэн Ваньчжоу с тюремным трекером на ноге. Фото: Jonathan Hayward / The Canadian Press / ZUMA / TASS

Мэн Ваньчжоу с тюремным трекером на ноге. Фото: Jonathan Hayward / The Canadian Press / ZUMA / TASS

В декабре 2018 года основатель и президент Huawei Жэнь Чжэнфэй готовился собрать топ-менеджеров в Аргентине, чтобы обсудить реорганизацию компании. Накануне совещания в Ванкувере по просьбе США была арестована финансовый директор компании и его дочь Мэн Ваньчжоу.

Мэн попыталась уговорить отца отменить совещание, потому что боялась за него, но он в сопровождении трех помощников окольными путями через Дубай и Бразилию все же прилетел в Аргентину. На маленьком курорте у подножья Анд было принято решение о децентрализации Huawei. Аргентина была выбрана местом проведения совещания не случайно, потому что начать реорганизацию планировалось именно с этой страны.

Ставки в необъявленной войне Вашингтона против Huawei очень высоки. На кону – лидерство не только в телекомммуникационном секторе, но и во всей сфере высоких технологий. Американцы обвиняют Huawei в шпионаже. Белый дом утверждает, что бывший офицер Жэнь Чжэнфэй по-прежнему связан с китайскими властями и по их приказу собирает секретную информацию при помощи оборудования Huawei. Однако за высокопарными словами о безопасности кроется более прозаическая причина – желание американского телекоммуникационного бизнеса вытеснить китайских конкурентов, которые ушли вперед, с прибыльного рынка связи пятого поколения.

США начали войну с Huawei с удара ниже пояса. Борьба вокруг экстрадиции Мэн Ваньчжоу, обвиненной в нарушении американских санкций против Ирана, в США пока проходит с очевидным преимуществом Вашингтона. Ванкуверский суд в конце мая не удовлетворил апелляцию Мэн и постановил продолжить рассмотрение просьбы США об ее экстрадиции. После вынесения решения суда глава канадского МИД Франсуа-Филипп Шампань похвалил независимую судебную систему Канады, а МИД КНР назвал Канаду сообщником США в грязной политической игре.

Финансовый директор Huawei, выпущенная под залог в C$13,6 млн ($10 млн), продолжает находиться в Ванкувере под частичным домашним арестом. Следующее заседание суда об экстрадиции состоится не раньше октября. Летом же суд рассмотрит отдельный иск Мэн, которая обвиняет канадскую полицию в нарушении ее прав при аресте. Дело, вероятно, затянется на несколько лет. Окончательное решение, скорее всего, придется принимать министру юстиции Канады.

В ожидании вердикта 48-летняя Мэн живет с матерью в 7-комнатном особняке стоимостью $14 млн в Шонесси, фешенебельном районе Ванкувера. До пандемии она могла свободно перемещаться по городу, но с электронным браслетом на лодыжке. Кроме магазинов и концертов, скрасить скуку ей помогают уроки рисования.

Мэн Ваньчжоу с тюремным трекером на ноге. Фото: Jonathan Hayward / The Canadian Press / ZUMA / TASS

«Чему мы можем научиться у американского народа»

На совещании в Аргентине был принят план децентрализации Huawei, у которой имеются отделения более чем в 170 странах. Реформа, которой Жэнь отвел пять лет, состоит в расширении полномочий руководства на местах и сокращении численности административного аппарата. Это поможет лидеру телекоммуникационного бизнеса успешнее бороться с США.