Жан-Леон Жером. Диоген (1860)

Жан-Леон Жером. Диоген (1860)

Ошибка гедониста

Мы уже видели, что Платон считал некоторые удовольствия ложными и приложил немалые усилия, чтобы это обосновать. Мы также сказали о том, что ложность удовольствий подразумевает субъективную переоценку их приятности: так человек, который никогда не видел чистого белого цвета, будет переоценивать «белость» серого («Филеб» 53с). Такой человек наслаждается, но меньше, чем думает.

Механизм такой переоценки Платон также кратко рассматривает (42b), а, точнее, подбирает для него аналоги из области живописи. Во-первых, говорит он, мы склонны недооценивать удаленные от нас удовольствия и страдания. Это своего рода линейная перспектива, которая служит источником гедонистического просчета. Принимая решение о том, выпить ли лишний бокал вина, мы склонны переоценивать удовольствие от вина и недооценивать предстоящую головную боль.