Ошибка гедониста
Мы уже видели, что Платон считал некоторые удовольствия ложными и приложил немалые усилия, чтобы это обосновать. Мы также сказали о том, что ложность удовольствий подразумевает субъективную переоценку их приятности: так человек, который никогда не видел чистого белого цвета, будет переоценивать «белость» серого («Филеб» 53с). Такой человек наслаждается, но меньше, чем думает.
Механизм такой переоценки Платон также кратко рассматривает (42b), а, точнее, подбирает для него аналоги из области живописи. Во-первых, говорит он, мы склонны недооценивать удаленные от нас удовольствия и страдания. Это своего рода линейная перспектива, которая служит источником гедонистического просчета. Принимая решение о том, выпить ли лишний бокал вина, мы склонны переоценивать удовольствие от вина и недооценивать предстоящую головную боль.
Авторам (в том числе, древним) при рассуждении об удовольствии приходится трудно. На мой взгляд, не хватает категориального аппарата. При изучении человека в некоторых видах восточной философии значительное место занимает концепция трехкомпонентной базовой структуры, которая определяет индивидуальность каждого человека: физическое тело, душа, дух. Если взять за основу такую парадигму, то с «удовольствием» разобраться гораздо проще. Удовольствие – чувство, связанное с ощущениями физического тела. А физическое тело не только смертно, но, главное, вектор его движения направлен к смерти. Отсюда многие «ложные» удовольствия, связанные с борьбой за ресурсы для сохранения жизни тела. Однако ни в одной из двух статей не исследуется гораздо более важное понятие, которое соотносится с удовольствием – «радость». Люди, занимающиеся духовными практиками, желают другим и себе именно радости, но никак не удовольствий. Состояние радости свойственно человеку, чувства которого не привязаны к примитивному выживанию. Это исходный пункт совсем другой этики – этики духа.
Если допустить, что радость -- не удовольствие, а приятная жизнь -- это жизнь, в которой есть удовольствия, то радостная жизнь неприятна.
какая прекрасная иллюстрация
Как давно писали Платон и Аристотель, а тем не менее, их размышления не теряют актуальности. Большевики всех людей хотели сделать аскетами, жить ради неведомых других людей, ради общества, которое они называли коммунистическим. Добровольно народ туда идти не хотел, тащили силой. "Железной рукой загоним народ в коммунизм" - было написано на воротах Соловецкого лагеря.
Вот и при пандемии обращались больше не к разуму и добровольному соблюдению мер по эпидемиологической безопасности, а уповали на жесткое административное принуждение.
Введение в уравнение воли, которая может не подчиняться разуму, сильно меняет картину, да.