Рамзан Кадыров / kremlin.ru
С легендарной поправкой об обнулении в последние дни перед началом голосования случилась любопытная метаморфоза: из фигуры умолчания она вдруг превратилась в повод для комментариев самых статусных спикеров – начиная с самого Владимира Путина.
Нельзя не заподозрить во всем этом некоторую вынужденность. Большую часть кампании по обсуждению поправок к Конституции об обнуляющей президентские сроки Путина оговорке говорили в основном оппозиционеры, тем яростнее тыкая в нее, чем методичнее официозная пропаганда ее игнорировала, сосредоточившись на правах животных, русского языка, бога и парламента. Похоже, какие-то мониторинги общественного мнения навели высшее руководство страны на мысль, что отмалчиваться дальше не стоит, потому что своим все это все-таки надо как-то пояснить, а чужие и так уже разгадали всю интригу.
Как мы помним, изначально обнуляющей поправки даже не было на сайте, посвященном разъяснению деталей конституционной правки и официальная позиция сводилась к тому, что уж эта-то поправка вообще не важная и чуть ли не техническая. Да что там говорить, даже сформулирована она так, что человек, не имеющий привычки читать юридические тексты, и не поймет сразу, что это та самая поправка – простой как мычание смысл запрятан в дебрях сложносоставленных слов. По сути, самая главная поправка фигурирует не в самостоятельном виде, а в форме примечания к третьему параграфу 81 статьи Конституции – так что всех желающие ознакомиться с этим шедевром иезуитства отсылаю туда.
Есть что-то символичное в том, что свои первые 12 дополнительных лет Путин получил благодаря одному только слову «подряд», столь неосмотрительно вписанному в известную статью Конституции, а новые 12 лет обеспечивает себе и вовсе каким-то примечанием, спрятанным среди 206 поправок к ее тексту.
«Рысканье глазами» и его опасности
Первым высказался мэр Москвы Собянин – 18 июня, давая интервью телеканалу «Россия 24» он выразил мнение, что поправка, которая позволит Путину снова баллотироваться в президенты, нужна для сохранения стабильности, а сам Путин «еще не факт» что будет переизбираться на два новых срока. Как мы скором увидим, про «еще не факт» – это просто форма ритуального кокетства, а Собянин, возможно, был в курсе того, что сказал на эту тему сам Путин: интервью президента показали широкой публике через три дня после выступления мэра Москвы.
Путин в интервью высказался в том же интригующе-кокетливом духе: «Я не исключаю возможности, если это возникнет в Конституции, баллотироваться. Там видно будет», – сказал он.
В устах человека, который предыдущие 20 лет обещал не менять Конституцию и не повышать пенсионный возраст, а потом сделал и то, и другое, все это выглядит скорее как анонс обязательного выдвижения, особенно в комплекте с оговоркой «если это возникнет в Конституции». Ну да, а вдруг не возникнет и 2 июля Элла Памфилова объявит, что народ сказал «нет» – ведь голосования в России такие непредсказуемые!