Протесты в Нью-Йорке. Фото: Corine Sciboz / ZUMA / TASS

Протесты в Нью-Йорке. Фото: Corine Sciboz / ZUMA / TASS

Движение Black Lives Matter (BLM) – одно из самых масштабных протестных явлений в Америке за последние 50 лет. Сотни тысяч людей по всей стране выходят на акции, чтобы потребовать у государства решения расовых проблем.

BLM – движение низовое. Группы, его составляющие, в основном возникают на местном уровне и координируют свои действия, но не создают иерархических структур. Активистов объединяет экспрессия и программа-минимум – добиться от государства мер, которые позволят свести на нет полицейское насилие по отношению к афроамериканцам. Однако программа-максимум и аффилированность с политическими идеями довольно сильно различается от группы к группе.

Среди сторонников движения можно найти и классических либералов, и ультралевых радикалов, которых так сильно ненавидит (или боится) американский президент. Впрочем, BLM все же присуще некоторое идейное единство – движение вряд ли смогло бы стать таким же масштабным, если бы совсем не апеллировало к политической теории и философии.

BLM и американский либерализм

Последние расистские законы были отменены в Америке в середине 1960-х. Однако экономическое неравенство, которое стало логичным результатом десятилетий сегрегации, никуда не исчезло. Сегодня, как и во времена «Законов Джима Кроу», афроамериканцы являются наименее образованной и наименее обеспеченной группой населения; медианное черное домохозяйство почти в два раза беднее медианного белого, а доля людей с высшим образованием среди черных ниже почти в полтора раза.

Из-за десятилетий расовых ограничений на покупку недвижимости – большую часть XX века даже богатый афроамериканец зачастую не мог купить землю или дом в хорошем районе – в американских городах сформировались депрессивные и бедные гетто, многие из которых существуют и по сей день. Проблема полицейской жестокости к населению в целом и афроамериканцам в частности, обсуждалась как одна из главных проблем на протяжении всего XX века и так и не была решена.

Пытаясь объяснить феномен BLM с точки зрения политической философии, американская исследовательница Джульетт Хукер обращает внимание на гражданскую фрустрацию, с которой и по сей день сталкиваются черные в Штатах. Демократия – это система, в основании которой лежит конфликт между заинтересованными группами, поэтому на протяжении всего своего гражданского опыта политически активный человек в ней много раз оказывается и проигравшим, и победившим. Проиграв, он испытывает «чувство утраты» и фрустрацию.