Латвийские «лесные братья». Фото: wikipedia.org

Латвийские «лесные братья». Фото: wikipedia.org

В России и по сей день антипартизанские операции в западных областях Украины и Прибалтике именуются борьбой с националистическим подпольем. В этом определении не было бы ничего странного, если бы не одна масштабная операция, закончившаяся в июне 1950 года в самых что ни на есть русских районах Псковской области – Качановском, Пыталовском, Печорском.

До войны эти исконно псковские земли оказались в составе Латвии и Эстонии. В Пыталово (на латвийской карте – Абрене) был железнодорожный узел, позволявший закольцевать железную дорогу, поэтому латвийская армия в 1920-м приложила массу усилий, чтобы захватить и удержать его. А в январе 1945 года эти недавно освобожденные от немецкой оккупации земли указом Президиума Верховного Совета вернули в состав РСФСР.

Латвия в границах 1940 года. Красной линией отмечены будущие Пыталовский и Качановский районы Псковской области.

Русские «лесные братья»

Стрелять тут не перестали и после того, как линия фронта откатилась далеко на запад. Поначалу это немцы забрасывали сюда диверсионные группы из местных уроженцев. В октябре 1944 года в районе Пыталово была разгромлена одна из них – 12 человек, причем несколько ее членов, как говорилось в донесении, «сумели сбежать в лес во время перестрелки» и впоследствии примкнули к другим группам. Не положил конца стрельбе и победный май 1945 года. К уцелевшим диверсантам примкнули стихийно возникшие «бандформирования» (в терминологии НКВД).

«На 5 июня из 57 сельсоветов разгромлены и не работают 24 (несколько из них блокированы, и связь с ними потеряна). Разгромлены и сожжены два волостных центра, – докладывал побывавший здесь летом 1945-го инструктор ЦК Компартии Латвии Янис Диманс. – По всему уезду идет истребление сельского актива. За одну только ночь со 2 на 3 июня было убито 11 активистов. С каждым днем убийства совершаются во все более наглых формах. Все главные дороги, связывающие уездный центр, контролируются бандитами. Проверка документов на дорогах бандитами – обычное явление».

С сентября 1944–го по март 1946–го в этих районах псковщины было зарегистрировано 152 террористических акта (убийства, поджоги, разбойные нападения). Летом 1945 года был убит замначальника УНКВД Псковской области подполковник Михайлов. Частично, как писал отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ) областного управления НКВД, теракты были на совести «лесных братьев», пришедших из Латвии – они считали эти земли латвийскими и плевать хотели на новую административную границу с РСФСР. Объединившись с местными, они создавали группировки до 100 человек.