Сун Мэйлин и Чан Кайши, 1936 год. Фото: AP / TASS

Сун Мэйлин и Чан Кайши, 1936 год. Фото: AP / TASS

Мадам Чан Кайши удалось сделать то, о чем мечтает каждый китаец – стать долгожительницей. Она захватила три века: XX-й полностью, а в XIX-м и XXI-м – по три года и прожила таким образом 106 лет.

Первая леди Китая свободно владела английским языком. Причем,говорила на нем, как будто родилась в Джорджии, как Скарлетт О’Хара из политически некорректных сейчас в США «Унесенных ветром». Со Скарлетт ее роднил не только южный акцент, но и сильный характер, утонченная красота и полное отсутствие угрызений совести, позволявшее ей безжалостно расправляться со всеми, кто стоял у нее на пути. Включая родного брата.

Репутация мадам Чан Кайши была наcтолько скандальной, что президент Рузвельт во время встречи в Белом доме велел поставить между ними карточный столик. «Это чтобы вы меня не соблазнили»,- объяснил он.

Китайские Борджиа

Сун Мейлин (так ее звали до замужества) родилась 5 марта 1897 года в Шанхае в семье богатого предпринимателя Чарльза Суна. Ее отец, тогда еще Хань Цзяочжунь, рано осиротел и, как это часто бывает в Поднебесной, попал в дом дяди, который жил в Бостоне.

В Америке он переделал свое имя на американский лад и стал Чарльзом Суном. Кроме нового имени, Сун стал методистским священником, закончив университет Вандербильта. С обращением соотечественников в христианство в Поднебесной не заладилось. Он нашел призвание в бизнесе. Разбогател Сун на дешевых Библиях, напечатанных на разговорном китайском языке.

В то время Китай бурлил. Чарльз Сун финансировал революционное движение, возглавляемое отцом современного Китая Сунь Ятсеном, которого называли китайским Джорджем Вашингтоном. Они познакомились на проповеди в одной из шанхайских церквей в 1894 году и стали друзьями.

Дружба продлилась два десятилетия, до осени 1915 года, когда его средняя дочь Цинлин вопреки их с женой воле стала мадам Сун Ятсен.

Чарльз высоко ценил западное образование и поэтому всех детей, а их у него было шестеро: три дочери и три сына отправил учиться за океан. Дочерей он, кстати, назвал не только красивыми, но и значимыми именами: Айлин в переводе с китайского языка означает «приятное настроение», Цинлин – «веселое настроение», а Мейлин – «прекрасное настроение».

Первой в Америку уехала старшая дочь Айлин, затем осенью 1908 года к ней присоединились Цинлин и Мейлин. Мейлин училась в женском колледже Уэллсли, штат Массачучетс, где она запомнилась недюжинными способностями и своевольным поведением. Домой она вернулась в 1917 году с дипломом преподавателя английской литературы и философии. По-китайски она говорила хуже, чем по-английски. Поэтому пришлось едва ли не заново учить родной язык. Закончив курсы переводчиков, Сун Мейлин занималась благотворительностью в Ассоциации молодых христианских женщин (YWFA) и блистала в высшем свете Шанхая.

Летом 1920 года Мейлин познакомилась с подающим большие надежды офицером по фамилии Чан Кайши, тогда уже возглавлявшим Совет обороны националистической партии «Гоминьдан». В Мейлин его привлекла не красота и ум, а, в первую очередь, связи и семья, которую справедливо называли «китайские Борджиа». Женитьба на представительнице семейства Сунов открывала путь к вершинам власти.