Мы уже писали о том, как Андрей Боголюбский перенес столицу Ростово-Судальского княжества во Владимир и стал отстраивать его в качестве нового центра русской культуры. Потом его дело продолжил младший брат, Всеволод Большое Гнездо, который выиграл трехлетнюю борьбу за власть после убийства Боголюбского. В итоге — речь не про борьбу за власть, а про строительство нового центра земли русской, — сейчас во Владимире мы можем увидеть пять памятников архитектуры ХII века. Точнее, четыре. А если быть совсем точным, то два.

Впрочем, обо всем по порядку. Из того что построено при Андрее Боголюбском, до нас дошли Золотые ворота и Успенский собор.

Золотые ворота были построены в 1164 году и были главными воротами города. Владимир, как и положено средневековому городу, был обнесен мощным насыпным валом со стеной (деревянной) и глубоким рвом, а чтобы войти в город, надо было пройти через ворота. Всего из было семь. Сохранились только одни, но самые главные — княжеские, Золотые. Массивное каменное сооружение с надвратной церковью на верхнем ярусе. Золотыми их назвали, потому что они были обиты листами золоченой меди и наверняка очень сильно сверкали на солнце. Во всяком случае об этом пишут летописи.

Макет Владимира XIII века по реконструкции Н.Н. Воронина. Исторический музей Владимира.

Сейчас же это по-прежнему массивные белые ворота, стоящие просто на площади. Городской вал был демонтирован в конце XVIII века. Тогда же к воротам были пристроены кордегардии (караульные помещения) в виде небольших башен. Переложен свод. А надвратная церковь Ризоположения построена заново. То есть, на самом деле от XII века остались только стены.

Успенский собор.

А вот Успенский собор сохранился почти полностью. Но стал едва ли не в два раза больше, чем при Боголюбском. Правда, произошло это в том же XII веке, через 25 лет после возведения собора в 1185 году, как раз при Всеволоде Большое Гнездо. К храму были пристроены боковые галереи, и собор стал пятинефным. Для сохранения пропорций также увеличили и алтарную часть. В итоге получился грандиозный собор, который и сейчас поражает воображение не только гармонией и красотой, но и масштабом.