Алексей Воскресенский. Фото:  TV BRICS / youtube.com

Алексей Воскресенский. Фото: TV BRICS / youtube.com

– Написанная с вашим участием книга «China and the World», выпущенная издательством Оксфордского университета, минувшей весной вошла в перечень мировых научных бестселлеров. Там вы затронули вопрос о том, как будут строиться взаимоотношения разных стран, прежде всего, России с Китаем. Что-то с того времени принципиально изменилось?

- Я написал о двух опциях: первая – это возможность сближения в тех сферах, которые для нас особенно важны, вторая – продолжение той политики, которая есть. Суть этой политики – сотрудничать в тех вопросах, в которых можно достичь какой-то выгоды, какой-то общности интересов, при этом не формулируя военный союз и не идя на то, что могло бы привести к какой-то степени зависимости. Но тут случилась пандемия. И далее вопрос – кто как будет из нее выходить. Мне кажется, у нас недооценивают США, равно как раньше недооценивали Китай. Американцы же более реалистично и прагматично оценивают то, что происходит, но трактуют все прежде всего с точки зрения своих интересов. Для Вашингтона главная из ждущих решения проблем – американо-китайские отношения. То есть всех прежде всего волнует, как будут складываться отношения между этими двумя странами и как будет меняться баланс сил между ними. Как это оценивается у нас? Одни считают, что США никоим образом не ослабляются, что эта страна остается главным мировым игроком и что с точки зрения качества институтов, в том числе военных, остальным державам еще далеко до США. Китаю еще долго догонять.

- Но вот некоторые наши коллеги в Москве утверждают – особенно на фоне тамошних беспорядков, – что США слабеют…

– Нет, США не ослабнут. Во всяком случае, до такой степени, чтобы полностью утратить мировое лидерство и завтра непременно развалиться. Скажем так: по крайней мере, до 2050 года этого может и не случиться. При сохранении тех темпов экономического роста, что установились при Трампе до начала пандемии, США и Китай шли «ноздря в ноздрю», а по качественным показателям Китай будет оставаться в роли догоняющего еще минимум одно-два десятилетия.

– И все-таки сторонников второй точки зрения в Москве немало, и они считают, что Китай выйдет чуть ли не однозначным победителем из ситуации пандемии…

- … и это в конечном счете приведет к биполярности. Причем биполярность будет однозначно усиливаться в варианте переизбрания Трампа.

– А если не переизберут?

– По вопросу отношений с Китаем в США по большому счету достигнут консенсус, а это означает, что все равно будет происходить decoupling, или, если по-русски, разъединение двух крупнейших мировых экономик. Вопрос только в том, что никто не знает, как конкретно будет проходить этот процесс, какие сферы он затронет и каков будет его конечный результат. В ситуации этого разъединения у России, как считают некоторые эксперты, в частности, из Московского центра Карнеги, не остается выхода, как идти на еще большее сближение с Китаем.

– Почему?

– Потому что Россия занимает слишком малую долю в мировой экономике, к тому же упали цены на нефть, а российская экономика остается не диверсифицированной, да и санкции, наложенные на нас США и Западом, не сняты. А раз так, то единственное направление, куда можно двигаться, это усиливать отношения с Китаем. Тем более, что России надо решать проблему экономического роста, а сгенерировать его можно и легче будет в связке с экономикой Китая, которая сильнее. Вот какая логика стоит за этой точкой зрения.