Путин явно воспринимает свое конституционное творчество гораздо серьезнее, чем стоило бы, но его можно понять. Сводить всю правку конституции к одной только возможности править до 2036 года минимум – это мелко. Конституция – это прежде всего памятник самому Владимиру Путину, который должен пережить его и стать напоминанием будущим поколениям о золотой эпохе путинизма, вместе с военным храмом в парке «Патриот» и «вернувшимся в родную гавань» Крымом.
Борьба с распадом
Что же такого важного сделал Путин, чтоб его имя жило в веках – с точки зрения самого президента?
В новый текст Конституции, которого без Путина бы не было, помимо разного другого, внесен пункт о запрете на отчуждение территории страны, что трактуется пропагандой и самим Путиным как событие чрезвычайной важности: оказывается, в советских конституциях была норма о праве выхода союзных республик из СССР, и именно это Путин считает «миной замедленного действия», которая в 1991 году взорвалась и уничтожила Советский Союз.
По логике президента, если бы такой нормы не было, а уж тем более если бы в конституции содержался прямой запрет на выход из СССР, то это бы не позволило СССР исчезнуть. Так и видишь себе эту картину: в 1991 году уже собравшиеся было покинуть СССР эстонцы и грузины читают конституцию, видят там запрет на выход, разводят руками и со вздохом остаются в его составе – что, мол, поделаешь, против советской конституции 1977 года не попрешь, серьезный документ, его же ведь трудящиеся всей страны обсуждали в трудовых коллективах и потом самый легитимный в мире Верховный Совет СССР принял!
«Разумеется, подобных вещей мы должны избежать» – заметил Путин, как бы давая понять, что случись коллапс нынешней российской государственности, принятые по его инициативе поправки сделают невозможным любые изменения границ России, особенно в сторону уменьшения: в решающий момент разрушителям России просто сунут в бесстыжие лица текст конституции и они опустят руки в бессилии – очевидно, так представляется охраняющее нерушимость страны действие поправок.