С апреля 2019 года в Израиле продолжается вялотекущий политический кризис. Три раза страна пыталась выбрать парламент, в котором будет коалиция большинства, способная сформировать правительство. Три раза ничего не получалось. И лишь пандемия толкнула Биньямина Нетаньяху и его главного оппонента, либерала Биньямина Ганца (больше известного как Бени Ганц) к формированию «кабинета национального единства».
Однако новое правительство не смогло справиться с пандемией. Страна успешно пережила первую волну коронавируса весной, но летом пришла вторая, которая стала гораздо более разрушительной и пока не спешит сходить на нет. Из-за коронавируса экономика трещит по швам, а потерявшие работу граждане отчаянно протестуют против неверного курса руководства страны. Кабинет Нетаньяху и Ганца разваливается из-за внутренних конфликтов и стремительно утрачивает поддержку населения, что приближает Израиль к очередным выборам – мероприятию, одно упоминание которого вызывает у многих израильтян зубную боль. Перевыборы не предвещают ничего хорошего – соцопросы показывают, что кризис лишь сильнее разобщил и так крайне фрагментированный электорат, и шансов на коалицию большинства нет.
Губительная спешка
За последние полтора года в Израиле прошло три раунда парламентских выборов. Каждый раз консервативная партия премьер-министра Нетаньяху «Ликуд» и либеральный альянс «Кахоль-Лаван» под руководством Ганца получали примерно одинаковое количество мандатов, и никому из них не удавалось создать вокруг себя коалицию большинства, способную сформировать правительство. Последние выборы состоялись 2 марта 2020 года, когда в стране уже были первые внутренние случаи заражения коронавирусом. «Ликуд» получил 36 кресел Кнессета из 120, а «Кахоль-Лаван» – 33.
20 апреля Нетаньяху и Ганц наконец договорились о создании коалиционного правительства национального единства, которое стало жизненно необходимым в условиях пандемии. Нетаньяху будет руководить Израилем до октября 2021 года, а Ганц будет его заместителем, после чего они поменяются местами. Этот союз расколол «Кахоль-Лаван» – из него вышли партии «Еш Атид» и «Телем», организовав единую фракцию в Кнессете. Она стала крупнейшей оппозиционной силой Кнессета, а ее лидер Яир Лапид – одним из самых непримиримых критиков правительства.