В последние годы довольно популярна тема кризиса глобализации, ренессанса суверенных государств и роста протекционизма. Брекзит, политика Трампа или Путина – наглядные иллюстрации процесса. В этой статье я попробую привести историческую аналогию происходящего сегодня, исходя из логики которой нынешний откат выглядит лишь временным явлением.
Средневековая глобализация
Начать следует с того, что мир, состоящий из суверенных государств, вся полнота власти в которых принадлежит национальным правительствам, сложился относительно недавно. Если вспомнить Западную Европу периода Высокого Средневековья, то мы увидим совершенно иное соотношение национального, интернационального и местного.
Влияние католической церкви на внутренние дела государств было огромным. Церковная бюрократия (в разной мере в разных местах) одновременно занималась нормотворческой деятельностью по широкому кругу вопросов, выполняла судебные функции, собирала налоги, а также являлась крупным собственником и администратором. Вся эта система была большей частью неподвластна суверенным правительствам и подчинялась напрямую Папе Римскому.
А еще были рыцарские и монашеские ордена и монастыри, выполнявшие самые разнообразные функции: банковские, военные, образовательные, производственные, а также функции социальной поддержки определенных групп населения по своему усмотрению, без особого согласования с национальными правительствами и местными властями.
Ганзейский союз очень сложно описывать в терминах коалиции суверенных государств не только потому, что далеко не все его участники были суверенны, но и потому, что ряд их функций был больше похож на деятельность международных коммерческих корпораций, ассоциаций страховщиков или организаций, ответственных за стандартизацию.
Магдебургское право сложно описывать как правовую систему суверенного государства, скорее это была еще одна (наравне с церковной) система права, функционирующая параллельно с суверенными. Крестовые походы не совершались коалицией суверенных государств. Сложная система вассальных присяг, которая часто носила личный характер, была мало похожа на современные межгосударственные договоры или договоренности о распределении власти между центром и регионами.
Представители элиты Средневековья имели множество путей построения интернациональной карьеры. Во-первых, в рамках церковной иерархии, во-вторых, с помощью многочисленных перемещений младших сыновей и мелкоземельной аристократии в зону Реконкисты, балтийской колонизации или в государства восточного Средиземноморья, возникшие в результате крестовых походов. Феодал или представитель духовенства из любой части католического мира относительно легко перемещался в другую его часть, сохраняя элитный статус.