Махинда Раджапакса. Фото: wikipedia.org

Махинда Раджапакса. Фото: wikipedia.org

В ноябре 2019 года президентом Шри-Ланки был избран бывший министр обороны, армейский подполковник Готабая Раджапакса. В своей избирательной кампании он выступал с довольно умеренных позиций – обещания укрепить национальную безопасность и националистические заигрывания с сингальским большинством сопровождались речами о необходимости защиты прав человека.

Однако уже тогда эксперты вовсю писали, что победа Раджапаксы неизбежно приведет к авторитарному повороту. Все дело в том, что семейство Раджапакса, к которому принадлежит новый президент Шри-Ланки, является одним из самых влиятельных политических кланов страны. Его члены известны своими авторитарными и националистическими замашками, а кроме того – склонностью к коррупции и страстной любовью к Китаю.

Сегодня можно наблюдать, как самые мрачные прогнозы сбываются – страна уже почти полгода живет без парламента, силовики получают все больше полномочий, запугивают журналистов и правозащитников обысками и делами об экстремизме. Страна, которая пять лет назад смогла победить авторитарный курс семейства Раджапакса, сегодня сдается им без боя.

Новый президент, старая клика

После избрания Готабаи президентом премьер-министром страны стал Махинда Раджапакса – его старший брат, который руководил страной с 2005 по 2015 год. Готабая в те годы был министром обороны. Сразу после возвращения к власти Раджапаксы смогли выстроить политический режим, очень напоминающий классические военные хунты Латинской Америки. Президент назначил отставных военных на почти все ключевые гражданские посты своей администрации, но в то же время усилил и саму армию как институт, передав около 30 гражданских агентств в ведение Минобороны.

Главным ударом по гражданскому обществу стала передача в ведение Минобороны секретариата по неправительственным организациям – этот орган контролирует все разнообразие существующих в стране НПО, начиная от спортивных клубов и благотворительных организаций и заканчивая религиозными сообществами.