Горький fest
Открытый город
Горький, закрытый на сорок лет от иностранцев военно-промышленный город, на излете советских дней позорно «закрывший» академика Андрея Сахарова, в новые времена, вернув себе имя Нижний Новгород, превратился в город открытый.
Он неравнодушен к актуальному искусству, причем до такой степени, что приютил его на территории нижегородского Кремля, в поднятом из руин здании «Арсенала». Теперь там, где Николай Первый распорядился устроить хранилище оружия и амуниции для пехоты, обосновался Центр современного искусства. Сейчас в его афише – Oratorium Sarx Soma, двухчасовая видеоверсия перформанса арт-группы «Провмыза», которая уже больше двадцати лет остается местной художественной достопримечательностью с мировой известностью. Представить такой показ на столичной кремлевской территории, под боком Патриарших палат, мне как-то затруднительно. Вообще, в нижегородском Кремле нет и следа государственной чопорности, его территорию уверенно захватили для прогулок горожане, а чиновничество неуклонно оттуда сливается (недавно здешнее министерство спорта переселили на стадион – там ему и место).
Интерес к разного рода новшествам порой приобретает в Нижнем Новгороде оригинальные формы. Так, в 2017 году на выезде из города открыли частный крематорий. Там можно заранее оплатить собственную кремацию, избавив родню от будущих финансовых тягот (цены демократичные – от 12 300 руб.) «Ну, а что? – рассуждает художник Артем Филатов. – Наша смерть ведь не про нас, она про тех, кто остается».