Владимир Овчаренко проводит торги «Сливки» аукциона Vladey из серии «Все по 100» на фоне одного из лотов – котика Валерия Чтака

Владимир Овчаренко проводит торги «Сливки» аукциона Vladey из серии «Все по 100» на фоне одного из лотов – котика Валерия Чтака

Скриншот онлайн-аукциона Vladey

Два полюса

Среди российских продавцов современного искусства первым в онлайн вышел аукцион Vladey. С самого начала карантина каждую субботу его основатель Владимир Овчаренко проводил аукционы «Все по 100» со стартовой ценой лота в 100 евро. Причем бывало, что отдельные лоты чуть ли не по ней и уходили. Но в основном, конечно, гораздо дороже. Vladey – бренд респектабельный, проверенный, а значит, коллекционер на этих аукционах не рискует: ничего сомнительного тут выставлено быть не может. Но за качество и гарантию надо платить.

Олег Кулик. «Девушка с арбузом» из серии «Страхи белого мужчины», 1999. Продано на аукционе Vladey за 8 000 евро

Vladey

На противоположном полюсе арт-рынка карантинной весной возникла, однако, удивительная горизонтальная инициатива – галерист Максим Боксер создал в Facebook группу «Шар и крест», куда художники и другие участники могут выкладывать работы за небольшие деньги, в среднем 10 000–20 000 руб. Многие посчитали этот жест пощечиной крупным галереям и аукционам, обвинив «Шар и крест» в демпинге. Но все, конечно, не так просто. Во-первых, «золотой фонд» российского искусства тут никто не выложит – чтобы не купить что попало, надо разбираться в предмете. Во-вторых, это покупка на скорость: лоты улетают мгновенно, буквально пока рука тянется к клавиатуре. В общем, риск и азарт.

Графический лист Сергея Ануфриева, проданный в Facebook-группе «Шар и крест»

Сергей Ануфриев

Где-то между этими полюсами располагаются остальные участники нашего арт-рынка, осваивающие онлайн-формат. Пример – галерея Sample, которая провела за время карантина два онлайн-аукциона: один совместно с культурным пространством «Рихтер» в поддержку «рихтеровских» творческих мастерских, второй – в поддержку Музея архитектуры. На первом продавались одежда и предметы интерьера: самыми интересными лотами мне показались льняные халаты с принтами Алисы Йоффе. На втором были выставлены фотографии и графические эскизы, связанные с архитектурой. Можно было купить, например, эскиз перестройки Ленэкспо Сергея Чобана из бюро Speech.

Аукционный дом Pioner & Co совместно с независимым ресурсом «Артгид» провел торги в поддержку последнего. Торги назывались «Зов Ильича», все лоты так или иначе обыгрывали фигуру вождя революции. Тут можно было купить, например, графику Павла Пепперштейна «Встреча Владимира Ильича Ленина с Владимиром Ильичом Ульяновым» (стартовая цена – 80 000 руб.). Среди лотов были также работы Ирины Кориной, Андрея Кузькина и других российских художников первого ряда. Благотворительные аукционы сегодня не редкость – тот же Vladey недавно проводил торги «Спасибо врачам», это важный репутационный жест.