В интервью, которое Николай Патрушев только что дал «Российской газете», явно содержится искажение истории. Впрочем, искажение это, скорее всего, неумышленное. Секретарь Совета безопасности РФ, никогда профессионально историей не занимавшийся, вряд ли хорошо знает европейское прошлое, а потому говорит странные вещи. Так, в частности, в этом интервью он сказал, что «навязываемые европейскому обществу либеральные ценности не предотвратили бойню 1914–1918 годов и не обеспечили возвращение к нормальной жизни ни солдатам-победителям, ни тем более побежденным».
Либерализм сегодня столь часто критикуют разные высокопоставленные особы, что может сложиться впечатление, будто это страшная и разрушительная идеология. А если такое впечатление возникнет, высокопоставленным особам удобно будет править населением, не стремящимся к свободам. Но если мы посмотрим на факты, окажется, что во многих случаях на либералов вешают собак совершенно незаслуженно.
Когда европейцы разлюбили либерализм
На самом деле либеральные ценности никак не могли предотвратить эту бойню, поскольку к 1914 году они давно уже были маргинальными для европейцев. Их никто не навязывал. Наоборот, серьезные политические игроки навязывали обществу совсем иные ценности. У Первой мировой войны есть много разных причин, но либерализм точно не находится в их числе. А уж после войны он тем более не мог нормализовать положение дел, поскольку в большинстве стран Европы утвердились авторитарные и даже тоталитарные режимы.
В истории Европы XIX века был сравнительно короткий период, когда многие люди действительно уважали либеральные ценности: три–четыре десятилетия в середине столетия. Но увлечение свободой закончилось к концу 1870-х. После этого в экономике стал доминировать этатизм, в социальной сфере появились первые признаки будущего государства благосостояния, а в политике (где, кстати, еще сохранялись всемогущие кайзеры, цари и короли) либеральные партии стали явно проигрывать консервативным силам и, позднее, социал-демократическим.
Что же случилось? Почему европейцы отвернулись от либерализма?