Нам прислала Москва
Подкрепление.
Мы всем фронтом пошли
В наступление.
Той порой на панов
Мы как двинули,
Польский фронт в один час
Опрокинули.
Демьян Бедный
У военных историков есть расхожая шутка: дилетанты изучают тактику, любители – стратегию, профессионалы – логистику. Однако в каждой шутке есть доля правды, а применительно к начавшейся 13 августа 1920 года битве под Варшавой эта доля критически велика.
Где остальная Красная армия?
В начале июля польский фронт в Белоруссии был прорван и Красная армия неудержимым потоком устремилась к Висле. За месяц Западный фронт под командованием Тухачевского прошел 500 км. 22 июля 1920 года в эйфории от этих успехов Ленин телеграфировал члену Реввоенсовета Юго-Западного фронта Сталину: «Зиновьев, Бухарин и я думаем, что следовало бы спровоцировать революцию в Италии. Мое личное мнение, что для этого надо тотчас же советизировать Венгрию, Чехию и Румынию».
«Теперь, когда мы имеем Коминтерн, побежденную Польшу и сносную Красную армию, было бы грешно не поощрить революцию в Италии, – отвечал Сталин. – Нужно немедленно сниматься с якоря и пуститься в путь, пока империализм не успел мало-мальски наладить свою разломанную телегу». Лозунг «Даешь Варшаву! Дай Берлин!» стал в те дни настолько популярным, что вошел потом в известный «Марш Буденного».
Войска Тухачевского уже вышли к предместьям Варшавы и начали ее охват с севера, когда поляки нанесли мощный контрудар.