
Гюстав Доре. Игра в карты по русски. Иллюстрация из книги «Чрезвычайно образная, увлекательная и причудливая история Святой Руси по старинным источникам и историкам: Нестору, Никону, Сильвестру, Карамзину, Сегюру и другим»
Открываем роскошный альбом. Приветом русскому авангарду – черный квадрат на красном, давящем фоне. Все не случайно: дальше будет много крови и много откровенного очернительства. Но начинает автор с шутки. Это потом (лет через шестьдесят) черный квадрат станет символом тотального отказа от фигуративности в искусстве, «первого шага чистого творчества в целом», нуль-формой, точкой отсчета для нового искусства.
А нашей книге он это всего лишь иллюстрация к нехитрой сентенции: «В непроглядной вековой тьме затеряно начало истории России». Дальше – уже обиднее: «Если верить древнейшим источникам, между вторым и третьим годами могучий белый медведь Полнор пленился многообещающей улыбкой красотки-моржихи. В результате этой порочной связи явился на свет первый русский. Правда, другие летописцы в качестве прародительницы русских упоминают не красотку-моржиху, а заурядную самку пингвина».
Медведь как медведь, у моржихи почему-то томные цыганские глаза, а первый русский – кудлатый и бородатый младенец – отчаянно похож на Карла Маркса, каким его много позже станут изображать на бесчисленных советских плакатах.
Автор книги, про которою сегодня пойдет речь, никогда в России не был, и это, вроде бы, против правил цикла о приключениях иностранцев, но кто нам запретит нарушать иногда правила? Тем более, что в России он не чужой. Его гравюры вешали на стену, вырезая из очередного номера «Нивы», гимназисты до революции. На ад и на рай смотрели его глазами – первое издание Данте, которое он оформил, на русском в издательстве Вольфа вышло 1874–79 годах. В его аду, кстати сказать, интересно и почти не страшно. Зато в раю скучно.
В застойном Советском Союзе именно его иллюстрации сопровождали самые лучшие книжки. Это он помог нам увидеть, как выглядит мир Дон Кихота – колючий, острый, нервный, чуть жутковатый, и как выглядит мир Гаргантюа – веселый, жирный, жизнерадостный, оплывший. А уже после Союза он многим детям открыл дорогу в мир Священного писания. Его гравюры – почти обязательное дополнение к адаптированным для детей изданиям Библии.
Да, это Поль Гюстав Доре, самый, наверное, знаменитый книжный художник в мире.
Именно что русофобия, однако.
.
Вот занимательно про "Комедию" (изданную в России):
http://www.raruss.ru/bind-edition/bindings3/1910-dante-dore.html
«Услышав слова “истинная вера”, “братство” и “благосклонность”, малочисленные сибиряки пришли в такое отчаяние, что объявили о полной капитуляции».
На Урале всё в точности так и произошло
Ну и в чем мораль всего этого? Автор видит какое-то кармическое возмездие России в виде этих карикатур? Русские не склонны дегуманизировать недружественные иностранные державы. Можно было бы цистеру помоев вылить на того же Хлодвига, основателя династии Меровингов. Карл Великий, основатель династии Каролингов, произвел откровенный геноцид против саксов, да и родного брата скорее всего убил именно он. Корчил из себя святого защитника веры, а сам гарем содержал. Вертеп при фрацузском дворе вещь в принципе хорошо известная, представье себе реалии описанные в произведениях Дюма, но описанные тем кто Францию не любит, а презирает. Но вот русские таким не занимались, как-то это мелко и грязно. Но вот помои от откровенно враждебно настроенного иностранца для разночинного интеллектуала это прямо такой ценный матерал что нужно обязательно влезть, обмазаться и на информационный ресурс про это написать.
Понимаете, в чем дело. Тут нет морали, это не басня. Это просто рассказ о редкой и любопытной книге о России, про которую, возможно, не все слышали. Опять же, она с картинками.
Для тех, кто читать не умеет:)
По моему всеже Россия всегда была лучше того что подобные типажи про нее писали и пишут. И самый правильный подход к этому делу у евреев: нарисовал какой-то дерзкий правдолюб банкира с крючковатым носом, сразу Anti-Defamation League, судебные иски, doxxing и полная медийная обструкция. Никого не волнует тот факт что у евреев нос действительно крючковатый и что среди банкиров действительно много евреев. Если кто-то пробует лед на прочность в этом деле, то он должен провалиться и утонуть. Никаких исключений.
А Кукнирыксы разве не потешались над Гитлером? А Утесов? По-моему русские - тоже люди с юмором, зачем уж нас всех в зыковы записывать? Да еще коллективные оценки от имени русского народа раздавать ))
Кроме того, непонятен этот восторг перед кондовым французским шовинистом. Какой был исторический контекст для его неприязни? Началось с того что французы потребовали ввести континентальную блокаду которая вредила объективным российским экономическим интересам, обломались, полезли воевать в 1812 году, привели большое количество поляков у которых чесалось отомстить русским за все их воображаемые польские обиды ну или как минимум обоссать алтарь в православной церки. В итоге получили по репе. Вместо того чтобы как-то нормально относиться к России, побратались со своими лютыми врагами англичанами и влезли в крымскую авантюру, что заставило царей подружиться с пруссаками и допустить создание единой Германии. После этого сами знаете: франко-прусская война, Эльзас с Лотарингией, Парижская коммуна, катастрофа 20-го века для обоих наших стран. Теперь их вообще мало кто уважает. Когда американцам нужно нарисовать труса и предателя, они рисуют его в берете с усиками, багетом и белым флагом. Тоже мне моральные авторитеты, России правду раскрыть решили, на крепостное право попенять. У них там во Франции вплоть до революции была каста неприкасаемых, которым было запрещено носить одежду без опознавательных знаков, пить из общих источников воды и входить в церковь через парадный вход.
Очень интересная история. Можно было бы предложить современным художникам сделать иллюстрации к "Истории государства российского от Гостомысла до Тимашева" А.К. Толстого.
А может быть такое издание уже есть?
Спасибо! Успел купить на Озоне.
Спасибо, Иван, в очередной раз!
Такой, чисто карикатурный ракурс российской истории, конечно, власть имущим не может нравиться, но "из песни слов не выкинешь", а художника может обидеть каждый!(с) - вот и стал шедевр библиографической редкостью. А жаль.
Он не только власть имущим, но и в целом людям, не отягощенным ксенофобией, нравиться не может. И Доре здесь выступает не как художник, а как пропагандист.
Что не отменяет ни таланта, ни ряда удачных попаданий в цель - что и отмечает Иван.
И в очередной раз становится очевидным, что ряд российских проблем и ошибок системы остается неизменным в любом веке при любой власти - что удручает.