Гюстав Доре. Игра в карты по русски. Иллюстрация из книги «Чрезвычайно образная, увлекательная и причудливая история Святой Руси по старинным источникам и историкам: Нестору, Никону, Сильвестру, Карамзину, Сегюру и другим»

Гюстав Доре. Игра в карты по русски. Иллюстрация из книги «Чрезвычайно образная, увлекательная и причудливая история Святой Руси по старинным источникам и историкам: Нестору, Никону, Сильвестру, Карамзину, Сегюру и другим»

Открываем роскошный альбом. Приветом русскому авангарду – черный квадрат на красном, давящем фоне. Все не случайно: дальше будет много крови и много откровенного очернительства. Но начинает автор с шутки. Это потом (лет через шестьдесят) черный квадрат станет символом тотального отказа от фигуративности в искусстве, «первого шага чистого творчества в целом», нуль-формой, точкой отсчета для нового искусства.

А нашей книге он это всего лишь иллюстрация к нехитрой сентенции: «В непроглядной вековой тьме затеряно начало истории России». Дальше – уже обиднее: «Если верить древнейшим источникам, между вторым и третьим годами могучий белый медведь Полнор пленился многообещающей улыбкой красотки-моржихи. В результате этой порочной связи явился на свет первый русский. Правда, другие летописцы в качестве прародительницы русских упоминают не красотку-моржиху, а заурядную самку пингвина».

Медведь как медведь, у моржихи почему-то томные цыганские глаза, а первый русский – кудлатый и бородатый младенец – отчаянно похож на Карла Маркса, каким его много позже станут изображать на бесчисленных советских плакатах.

Автор книги, про которою сегодня пойдет речь, никогда в России не был, и это, вроде бы, против правил цикла о приключениях иностранцев, но кто нам запретит нарушать иногда правила? Тем более, что в России он не чужой. Его гравюры вешали на стену, вырезая из очередного номера «Нивы», гимназисты до революции. На ад и на рай смотрели его глазами – первое издание Данте, которое он оформил, на русском в издательстве Вольфа вышло 1874–79 годах. В его аду, кстати сказать, интересно и почти не страшно. Зато в раю скучно.

В застойном Советском Союзе именно его иллюстрации сопровождали самые лучшие книжки. Это он помог нам увидеть, как выглядит мир Дон Кихота – колючий, острый, нервный, чуть жутковатый, и как выглядит мир Гаргантюа – веселый, жирный, жизнерадостный, оплывший. А уже после Союза он многим детям открыл дорогу в мир Священного писания. Его гравюры – почти обязательное дополнение к адаптированным для детей изданиям Библии.

Да, это Поль Гюстав Доре, самый, наверное, знаменитый книжный художник в мире.