Похороны Александра Тарайковского, который погиб 10 августа. Минск. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Похороны Александра Тарайковского, который погиб 10 августа. Минск. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Протесты после президентских выборов в Белоруссии продолжаются уже почти неделю. Люди требуют смены власти – Александр Лукашенко на это пойти не готов и судорожно ищет помощи у Владимира Путина. Но давление общества нарастает, а окно возможностей для старого президента сужается.

Непобедимо мирный протест

В пятницу 14 августа ЦИК огласил окончательные итоги выборов. Сенсации не случилось: Александру Лукашенко насчитали 80,1% голосов, а Светлане Тихановской – 10,1%. Платформа подсчёта «Голос» еще раз заявила о массовых нарушениях: «Лукашенко не мог набрать 80,1%». Но все это было уже не так важно. Протесты, захлестнувшие всю страну, не только не успокоились, но и приобрели форму, куда более опасную для власти, чем ночные битвы с силовиками.

Белорусы сконцентрировались на выступлениях, которые гораздо сложнее разогнать с имиджевой и психологической точки зрения. За несколько дней протест полностью перешел в дневное время – по всей стране каждый день стали проходить акции солидарности: люди выходят на улицы городов, часто с цветами, стоят в цепях или ходят по улицам, аплодируя – с неизменным аккомпанементом машинных гудков. Особую роль заняли акции, в которых участвуют преимущественно женщины. Подобные выступления силовики разгонять уже не решаются, но продолжают точечные задержания, в том числе очень жесткие.

Забастовка работников госпредприятий расширяется по всей стране. Бастуют и выходят с акциями протеста против насилия учителя, медики, железнодорожники, сотрудники метрополитена, Белорусской государственной филармонии, Парка высоких технологий и даже государственных СМИ. Но самым, пожалуй, страшным для Лукашенко и обнадеживающим для жаждущих перемен стало начало забастовки на крупнейших заводах страны. Присоединились к забастовке или выступили с поддержкой протестующих рабочие таких предприятий, как БелАЗ, МАЗ, «Брестгазоаппарат», «Гродно Азот», «Керамин», «Терразит плюс», «Беларуськалий», Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) и Минского тракторного завода (МТЗ). К работникам МТЗ приехал премьер-министр Роман Головченко и вместе с министром промышленности и директором предприятия попытался успокоить протестующих. У них это не получилось – и работники вышли на акцию в центр Минска. В сети появилось видео, на котором директор МЗКТ говорит, что голосовал за Лукашенко – но тот проиграл выборы.

14 августа протестующие прошли колонной по улицам Минска и заняли Площадь независимости перед Домом правительства. В центр города была стянута техника и силовики, но обошлось без столкновений. Охраняющим Дом правительства омоновцам дарили цветы, их обнимали девушки. Протестующие танцевали, пели, зажигали фонарики. Со стороны власти к ним так никто и не вышел.

15 августа у станции метро Пушкинская состоялся многотысячный митинг в память о погибшем 10 августа на акции протеста Александре Тарайковском. Люди собирались на площади на протяжении целого дня. Вечером прошла встреча сотрудников Белтелерадиокомпании (БТ) с главой верхней палаты парламента Наталья Качановой и пресс-секретарем президента Натальей Эйсмонт. У здания компании собрался стихийный митинг. Пришедшие провожали Качанову и Эйсмонт криками «Правду!» и «Позор!» Предполагается, что сотрудники БТ присоединятся к забастовке.