Автор мюзикла и исполнитель роли Гамильтона Лин-Мануэль Миранда в киноверсии для канала Disney+

Автор мюзикла и исполнитель роли Гамильтона Лин-Мануэль Миранда в киноверсии для канала Disney+

© 2020 Lin-Manuel Miranda and Nevis Productions

Что, где, когда

«Гамильтон» вышел в Общественном театре Нью-Йорка зимой 2015 года, понравился зрителям и критикам и уже к лету перебрался на Бродвей, где сейчас идет до сих пор.

Из других стран «Гамильтон» пока есть только в Великобритании (Лондон), но создатели мюзикла обещают в 2021 году премьеру в Сиднее. Российская версия «Гамильтона» не планируется, но у нас его очень любят. Уже с 2016–2017 годов мюзикл активно слушали, смотрели в записях с ужасным качеством и обсуждали. А после выхода «Гамильтона» на канале Disney+ летом этого года (альтернатива прокату в кинотеатрах, которого не было из-за пандемии) мюзикл вышел на новый виток популярности в России.

Главный герой мюзикла Александр Гамильтон – один из отцов-основателей и первый министр финансов США. «Гамильтон» сфокусирован на жизни Александра после приезда в Нью-Йорк и показывает его стремительное восхождение – как в политике, так и в светских кругах.

Автор музыки и слов, а также исполнитель главной роли в оригинальном касте Лин-Мануэль Миранда начал работу над «Гамильтоном» в 2008 году. С 2013 года к работе над мюзиклом присоединились режиссер Томас Кейл и музыкант Алекс Лакамор.

После переезда на Бродвей «Гамильтон» выиграл множество наград. Среди них Пулитцеровская премия (как лучшая драма), «Грэмми» (в номинации «Лучший альбом музыкального театра») и множество статуэток «Тони» (главной театральной награды Америки).

Секрет успеха «Гамильтона» многогранен – и в первую очередь благодарить стоит музыкальную часть, которая состоит из хип-хоп и R’n’B треков. Но проще всего объяснить этот мюзикл с помощью четырех цитат.

1

Как тебя зовут, парень?

[Гамильтон]

Александр Гамильтон.

Меня зовут Александр Гамильтон.

Я не сделал еще миллион вещей,

Но подождите, подождите…

Whats your name, man?

[Hamilton]

Alexander Hamilton.

My name is Alexander Hamilton.

And theres a million things I havent done,

But just you wait, just you wait…

Вступительная композиция мюзикла, задающая темп всей постановке, – монолог Аарона Бёрра, антагониста заглавного героя. В оригинальном мюзикле Бёрра сыграл Лесли Одом-младший, которого с уверенностью можно назвать лучшим рэпером в труппе. При этом альбомы, которые Одом выпустил независимо от «Гамильтона», очень далеки от хип-хопа и состоят преимущественно из джазовых композиций.

Бёрр на самом деле не только антигерой, но и рассказчик. Он как будто преследует Гамильтона сквозь постановку и повторяет «мантру» про то, что Александр – иммигрант и сирота, пробившийся наверх только благодаря уму.

Гамильтон (Лин-Мануэль Миранда, справа) и его антагонист Аарон Бёрр (Лесли Одом-младший, лучший рэпер в составе мюзикла)

© 2020 Lin-Manuel Miranda and Nevis Productions

В первой композиции Бёрр, по сути, представляет зрителям Гамильтона и использует для этого классический хип-хоп рефрен – What’s your name, man? Ровно такие же строчки можно найти в текстах практически каждого рэпера, от Notorious B.I.G до A$AP Rocky. Весь «Гамильтон» пропитан отсылками к лучшим исполнителям жанра, не только текстовыми, но и музыкальными.

«Гамильтон» слишком разнообразен, чтобы выделить одно наиболее явное влияние, ведь в нем есть части, где текст наложен на скрипку и виолончель, а есть куплеты, стилизованные под фристайл, и в них бит отсутствует совсем. Однако больше всего Лин-Мануэль Миранда (который написал тексты песен, сценарий и музыку к мюзиклу), пожалуй, взял из золотой эры хип-хопа. Например, если вы случайно поставите какой-нибудь трек Run-DMC после пары-тройки композиций из «Гамильтона» в плейлист, то, вполне возможно, не заметите разницы и даже не удивитесь тому, как он там оказался.

В этой цитате стоит уделить внимание также последним двум строчкам. «Гамильтон» мог бы стать практически идеальным классическим байопиком, если бы в нем изменили всего пару деталей. Все ингредиенты есть – герой поднимается с низов и добивается успеха, преодолевая на пути трудности в карьере и личной жизни. Тем не менее, «Гамильтон» чертовски мил тем, что в нем совсем нет черного и белого (с одним исключением, но об этом позже). Нет никакой уверенности, что смиренный труд и ненасытность принесут свои плоды. Даже Бёрру, который убьет Гамильтона на дуэли, хочется симпатизировать. Поведение героев «Гамильтона» в некоторых сценах доведено до абсурда, и над ними (или, возможно, вместе с ними) хочется смеяться, но при этом они остаются очень человечными.