Протесты после президентских выборов в Белоруссии развиваются в противоречивой динамике. Сперва было жесткое подавление ночных выступлений силовиками, затем мирные дневные выступления, принесшие оппозиции моральную победу. Попытавшись конвертировать ее в победу политическую, протестующие, лишенные организации и во многом следующие за телеграм-каналом NEXTA, провели ряд крупных митингов и инициировали забастовку рабочих. Последняя оказалась реальной угрозой для Александра Лукашенко, исторически опиравшегося на «простой рабочий народ».
Впрочем, президент, не признанный Западом, но сохраняющий власть и неявно поддерживаемый Россией, перешел к активным действиям. По всей стране начали проходить лоялистские митинги, а в сторону протестующих посыпались новые угрозы и уголовные дела. Страны Запада не спешат официально признавать Светлану Тихановскую президентом, а созданный ею Координационный совет для трансфера власти пока что не предложил внятной программы перемен или хотя бы стратегии протестов. Ситуация меняется каждый день, и главный вопрос в том, какие еще возможности есть у Лукашенко и у его противников.
Кто и как противостоит Лукашенко
Люди в Белоруссии продолжают протестовать. Собираются крупные митинги, встают цепи солидарности, вновь выходят на акции женщины. Канал NEXTA призывает 23 августа участвовать в «Марше новой Беларуси» с требованиями: свобода задержанным и политзаключенным, уход Лукашенко, правосудие над виновными в убийствах и пытках. Предыдущие акции часто были многочисленными, но не привели к выполнению каких бы то ни было требований протестующих. На этот раз анонсировано некое «важное программное заявление» со стороны Координационного совета (КС) – что имеется в виду, неизвестно.
Сам Координационный совет, созданный по инициативе Светланы Тихановской, постепенно обретает форму. В его президиум вошли нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич, глава штаба арестованного кандидата в президенты Виктора Бабарико и соратница Тихановской Мария Колесникова, бывший министр культуры, директор Купаловского театра (уволен недавно за поддержку протестующих) и дипломат Павел Латушко, юристы Максим Знак и Лилия Власова, доверенное лицо Тихановской Ольга Ковалькова и представитель Минского Тракторного Завода (МТЗ) Сергей Дылевский. Среди членов КС представители трудовых коллективов заводов, олимпийская чемпионка, журналисты, бизнесмены и ученые. Политиков мало: то ли в связи с тем, что КС претендует не на власть, а на роль выразителя гражданской солидарности, то ли потому, что почти все сколь-нибудь влиятельные политические лидеры находятся под арестом. Как столь разношерстный и «неполитический» состав Совета скажется на гипотетических переговорах с властью, остается только гадать.