Алексей Навальный

Алексей Навальный

MItya Aleshkovskiy / wikipedia.org

Во-первых, искренне надеюсь, что Алексей Навальный – самый яркий из российских оппозиционных политиков, да и просто очень мужественный человек, выкарабкается. Будет здоров, будет делать новые расследования, запускать новые проекты, будет многих раздражать и злить, причем не только во власти.

Но, во-вторых, поговорить сегодня хочется как раз про власть. То, что произошло на борту летевшего из Томска самолета, – даже для нашей диковатой реальности случай нетривиальный. Нет, бывает, покушаются на оппонентов власти, бывает, даже и убивают. Но – будем честными – не часто пока.

Еще обязательные слова: в отличие от многих наблюдателей, причем по обе стороны баррикад, я не знаю точно, что именно произошло. Конечно, это очень похоже на покушение. Вероятнее всего, так оно и есть. Но и разные другие версии пока имеют право на существование. Для понимания того, что будет сказано дальше, это, кстати, не так уж и важно.

Кремлевская выгода

«Это сейчас совершенно не выгодно Кремлю!» – тысячу раз, наверное, прочел сегодня. Мы вообще живем в удивительной стране, где покушение на убийство или даже убийство оппозиционера выгоднее всего самому оппозиционеру – по крайней мере, именно эта мысль с печальной регулярностью приходит в головы кремлелюбивых комментаторов.

Если бы дискуссия имела смысл, я бы с легкостью придумал несколько весомых аргументов в пользу того, почему «это» может быть выгодно Кремлю (и, между прочим, сам тот факт, что провластные авторы походя, сами того не замечая, допускают, что нынешней российской власти в принципе вполне может быть выгодно убийство политического противника, но просто вот сейчас момент неподходящий, – многое говорит и о власти, и о ее сторонниках).

Но дискуссия смысла не имеет по одной простой причине.

Если только появляются основания считать, что на одного из лидеров оппозиции совершено покушение, власть по определению становится подозреваемым номер один. Презумпция невиновности – роскошь для частных лиц, представителям власти недоступная. Это – плата за право управлять другими. В конце концов власть – это ответственность перед обществом, а не дворцы с яхтами и не возможность получить в подарок от старинного друга бутылочку лучшей в мире нефти.

Да, представляете себе, именно ответственность. Тяжкое бремя, как выражались в старину.