unsplash.com
Интересно, как могла бы измениться система образования, стань каким-то чудом книга Дэниела Уиллингема «Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий» (выходит в Издательском доме Высшей школы экономики) настольной для всех преподавателей?
Разумеется, подобное исключено. «Я знаком со многими учителями, – пишет автор. – Почему они выбрали свою профессию? Потому что в детстве им нравилось ходить в школу. Они испытывали волнение, возбуждение и страстно любили учебу и теперь хотят передать своим ученикам эти чувства. Столкнувшись с тем, что ученики не слишком любят школу, а вдохновить их не получается, эти учителя испытывают понятное разочарование».
Нетрудно догадаться, что нелюбовь к занятиям, отравляющая идеалы профессии учителя, является отнюдь не исключением из правил всеобщей тяги к знаниям, а как раз наоборот:
«Успешная умственная деятельность доставляет людям удовольствие. Однако нам нравится решать задачи, а не биться над неразрешимыми проблемами. Если учебные задания всегда оказываются слишком сложными, неудивительно, что ученики не очень любят школу. От природы людям свойственна любознательность, но не способность хорошо и правильно мыслить; до тех пор пока сохраняются нормальные когнитивные условия, мы будем избегать мыслительной деятельности. В соответствии с этим принципом учителя должны пересмотреть методы поощрения мыслительной деятельности у школьников, чтобы максимизировать вероятность того, что ее успех доставит им огромную радость».
Однако как быть с недостаточно способными – если угодно, обделенными ярким и пытливым умом детьми, вызывающими апатию и даже раздражение у преподавателей своей отсталостью? Уиллингем берется переосмыслить стандартный учебный процесс в надежде снять ярлыки с обучаемых, которые по разным причинам в него не вписываются.