Есть элементарная частица электрон, а есть ее античастица – позитрон. Когда электрон и позитрон встречаются, они взаимоуничтожаются. Согласно одной остроумной научной теории, электрон движется во времени из прошлого в будущее, как и все мы. А позитрон, наоборот, движется во времени назад – из будущего в прошлое.
Эта теория упоминается в «Доводе» Кристофера Нолана – и, похоже, фильм он придумал именно в ту секунду, когда о ней услышал. В «Доводе» очень многое – пули, автомобили, люди – начинают существовать в обратном направлении: например, пуля не вылетает из пистолета, а влетает в него. Да, немного непрактично. Но как эффектно выглядит! Какое количество сумасшедших картинок можно придумать.
Мозг, который лопнул
Чтобы добавить фильму научности, Нолан вводит еще и понятие «инвертированной», или «обратной» энтропии, благодаря которой осуществляются путешествия во времени. «Инвертированный» человек, попадая из будущего в прошлое, не может дышать обычным воздухом (он должен дышать таким же «инвертированным» воздухом через маску), огонь не жжет его, а наоборот, замораживает, птицы в небе летят назад. Когда он вступает в лужу, вода не выплескивается из нее, а вплескивается обратно. А если он встретит самого себя, живущего в нормальном времени, и прикоснется ко второму себе, а на нем при этом не будет защитного костюма и перчаток (имейте в виду), оба его тела тут же аннигилируют.
В Великобритании фильм вышел несколько дней назад, английские журналисты метнулись за комментариями к физикам, те сказали: «Э-э-э». Обратная энтропия? Как способ переместиться в прошлое? В перчатках? Им такое как-то не приходило в голову. Если вы не физик, то тем более рискуете сломать на всем этом мозг – хотя именно это и входит в планы режиссера: Нолан специально выстраивает «Довод» так, чтобы ваш мозг поскорее лопнул. Он вываливает на зрителя очень, очень, очень много информации. И делает это очень быстро, одновременно отвлекая внимание картинками. Не давая опомниться, оглушает экшн-сценами. Со всей силы бьет по ушам грозной музыкой. При этом продолжает тараторить про энтропию и покрикивает: «Хватит думать в линейных терминах!». Человек должен выйти из кинотеатра покачиваясь, ошалевшим. И, еще не успев выбраться на свежий воздух, убедить себя, что посмотрел глубокий авторский научно-фантастический фильм о тайнах бытия. Который надо срочно пересмотреть, чтобы все-все-все в нем понять.