Москва без туристов и коврового благоустройства – горожане почти забыли, что так может быть. Фото: pixabay.com

Москва без туристов и коврового благоустройства – горожане почти забыли, что так может быть. Фото: pixabay.com

Перманентный праздник

Последний городской фестиваль был в Москве на масленицу. Помню, как шла в феврале по Манежной площади и увидела, как в тесной избушке корпулентный мужчина в тулупе, согнувшись, пек блины на одноконфорочной электроплитке. Кому пек, не ясно, редкие потенциальные покупатели проходили мимо. Правильно делали – в избушке не соблюдались даже доковидные санитарные нормы. Если бы не пандемический карантин, то масленичная избушка превратилась бы в пасхальную, минуя великопостный простой. Потом пришло бы «Московское лето», за ним потянулись фестивали яблок, варенья и урожая. Избушки на Рождественке, Кузнецком мосту, в Столешникове и в Охотном ряду не стояли бы без дела.

Будем справедливы, мастерство и эстетическое чувство у Департамента торговли и услуг города Москвы, организатора и затейника всех фестивалей, совершенствуются. Танцующих у Большого театра фанерных цыплят, поразивших когда-то воображение москвичей, больше не ставят. Вот и новогодне-рождественский праздник на Манежной площади в этом году был не народно-разухабистым, как раньше, а серебристо-космическим. Правда, аниматоров в скафандрах там тусовалось больше, чем пришедших на них посмотреть. Возможно, только в тот новогодний вечер, когда я их увидела, а в остальные дни они прыгали не только для разогрева, но и на радость зрителям.

В московских праздниках изумляет не их эстетика, площадным развлечениям и народным гуляниям хороший вкус не прописан, а именно размах и периодичность столичных фестивалей всего. Не частил бы департамент, сэкономил деньги, и никого бы и не раздражал. Но большому бюджету любой департамент только радуется и старается его всячески освоить, устроить праздник попышнее, с немыслимыми излишествами.

За ограждением памятника Юрию Долгорукому время от времени можно было увидеть склад не нашедших своего места фестивальных украшений, например, цветочных вазонов или остатков каких-то конструкций. В первые месяцы карантина за ширмами с надписью «Городские уличные фестивали Московские сезоны», окружающими памятник, тоже хранились какие-то элементы праздничного декора, но в преддверии Дня города их убрали.

Летом 2020-го выяснилось, что в Москве все еще много пространства. Фото: pixabay.com