Россия, как недавно выразился вице-премьер Юрий Борисов, «достаточно комфортно» прошла пик распространения коронавирусной инфекции. Правда, наблюдаемые вокруг способы проживать и обсуждать реалии (пост)пандемийного времени «комфортными» и «безопасными» назвать вряд ли можно. Они выстроены на риторике ненависти, которая становится ярким примером бытовой дискриминации. Видимо, пандемия – недостаточный вызов благополучию человечества, раз люди решили усугубить свое положение взаимной аннигиляцией. Пока, по счастью, – только на словах.
Рекомендации и реакции
В ожидании реальной или воображаемой второй волны (даже по данным официальной статистики количество зараженных снова подрастает) одни, судя по всему, усиленно скупают маски и антисептики. В то же время другие, если верить информации о рейдах московской полиции в метрополитене, продолжают, как и в конце весны, считать пандемию COVID-19 сильно переоцененным событием. И далеко не всегда соблюдают необходимые меры безопасности, например, тот же масочный режим в местах скопления людей.
В конце августа – начале сентября эта разница позиций вылилась в очередные публичные споры. Не последнюю роль здесь сыграло начало учебного года и рекомендации об организации работы школ на период сложной эпидемиологической ситуации, которые предложили Минпросвещения и Роспотребнадзор. Россия все-таки из тех стран, где дети как будто воспринимаются как радикальная ценность. Официальная позиция несгибаема, вот и недавно Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию напомнил, что «наша историческая обязанность – обеспечить устойчивый демографический рост». Реальное же положение дел таково, что манипуляции, потенциально отражающиеся на детском здоровье и благополучии, вызывают массу реакций. У тех, кто обеспечен временем и прочими ресурсами для публичного выражения мнений, конечно.
Итак, онлайн-споры просто не могли не начаться. Тем более, что упомянутые пожелания для большинства учебных заведений – сюрприз! – оказались с трудом выполнимыми. Новые графики учебы плохо подстраиваются под графики работы родителей. Особенно, если детей в семье несколько, няни нет, а один из взрослых не выполняет фулл-тайм только родительские функции. Новые внутренние распорядки (регламент перемещения по школе, скажем) разработаны не для живых детей, а для каких-то суперпослушных и малоподвижных роботов, для которых «ограничение общения» на переменах и прогулках вообще не является проблемой. Централизованного решения об организации и поддержании масочного режима вообще не предполагается, каждый регион ориентируется на местную эпидемиологическую ситуацию. Неудивительно, что перед лицом так организованной государственной охраны общественного здоровья, гражданам приходится самостоятельно принимать решения по заботе о себе и благополучии своих семей.
И вот тут выясняется, что, по крайней мере, по результатам некоторых опросов, почти половина респондентов – против обязательного ношения масок детьми в школах. Аргументы могут быть разными: «маска затрудняет работу легких», «ребенок не сможет сидеть несколько часов в маске». Но за этими как будто вполне логичными доводами кроется нечто большее – полярность позиций тех, кто друг друга презрительно называет «ковидиотами».