Георг Шеффлер и  Мария-Элизабет Шеффлер-Туман. Фото: Julian Stratenschulte / DPA / TASS

Георг Шеффлер и Мария-Элизабет Шеффлер-Туман. Фото: Julian Stratenschulte / DPA / TASS

За два с половиной года может произойти многое. Для 55-летнего Георга Шеффлера, самого богатого человека Германии в начале 2018 года, в этот промежуток времени уложилось столько негативных событий, сколько хватит на жизнь средней руки бизнесмена. Самое главное, конечно, то, что они с 78-летней матерью Марией-Элизабет Шеффлер-Туман потеряли, по данным Bloomberg Billionaires Index, три четверти состояния: 1 января 2018 года оно оценивалось в $35 млрд, а 1 августа 2020-го – в $8,5 млрд.

Конечно, перефразировать поговорку «из князей в грязь» в случае с Шеффлерами будет преувеличением – и все же их падение впечатляет даже сейчас, после того, как в сентябре начал лопаться мыльный пузырь американского IT-сектора и мультимиллиардеры-айтишники теряли десятки миллиардов долларов с той же легкостью, с какой они их в этом году зарабатывали.

Главные неудачники Bloomberg Billionaires Index все же остались миллиардерами и сохранили место в рейтинге 500 самых богатых людей планеты. Тем не менее их коллеги по отрасли – к примеру, Сюзанна Клаттен и Штефан Квандт, главные акционеры Bayerische Motoren Werke AG, и Чонг Монг-Ку, председатель правления и исполнительный директор Hyundai Motor Group – в этом году обеднели лишь на 10%, то есть не так сильно, как Шеффлеры.

И в лидерстве в списке немецких богачей в 2018 году, и в падении в 2020-м главную роль сыграли принадлежащие Шеффлерам компании: поставщик автомобильных запчастей Continental и машиностроительный концерн Schaeffler AG, акции которых два с половиной года назад росли в цене, а затем стремительно пошли вниз.

Георг-старший и Георг-младший

Георг Фридрих Вильгельм Шеффлер родился 19 октября 1964 года в баварском городе Эрланген в семье немецкого промышленника и изобретателя Георга Шеффлера старшего и Марии-Элизабет Шеффлер-Туман, врача по профессии.

Задолго до рождения наследника, еще в 1946 году, Георг-старший основал вместе с братом Вильгельмом в Херцогенаурахе компанию INA, производившую главным образом деревянные ручные тележки. Дела у братьев шли неплохо, но настоящий прорыв произошел в 1949 году, когда союзники отменили часть ограничений, наложенных на немецкую экономику после Второй мировой войны, что вместе с планом Маршалла дало ей мощный толчок. Однако главную роль в превращении INA со временем в компанию мирового уровня сыграл изобретенный Георгом-старшим сепаратор игольчатого подшипника.

Сейчас семейная фирма Шеффлеров называется по-другому – Schaeffler Group – и состоит из трех главных брендов: INA, LuK и FAG. Schaeffler Group выпускает сцепления, подшипники и свыше 100 тысяч других комплектующих для автомобилей. Говоря об империи Шеффлеров, следует помнить, что без их продукции, уменьшающей трение, было бы невозможно никакое передвижение, включая космические полеты.

Здание Schaeffler Group, Херцогенаурах, Германия. Фото: wikipedia.org