За два с половиной года может произойти многое. Для 55-летнего Георга Шеффлера, самого богатого человека Германии в начале 2018 года, в этот промежуток времени уложилось столько негативных событий, сколько хватит на жизнь средней руки бизнесмена. Самое главное, конечно, то, что они с 78-летней матерью Марией-Элизабет Шеффлер-Туман потеряли, по данным Bloomberg Billionaires Index, три четверти состояния: 1 января 2018 года оно оценивалось в $35 млрд, а 1 августа 2020-го – в $8,5 млрд.
Конечно, перефразировать поговорку «из князей в грязь» в случае с Шеффлерами будет преувеличением – и все же их падение впечатляет даже сейчас, после того, как в сентябре начал лопаться мыльный пузырь американского IT-сектора и мультимиллиардеры-айтишники теряли десятки миллиардов долларов с той же легкостью, с какой они их в этом году зарабатывали.
Главные неудачники Bloomberg Billionaires Index все же остались миллиардерами и сохранили место в рейтинге 500 самых богатых людей планеты. Тем не менее их коллеги по отрасли – к примеру, Сюзанна Клаттен и Штефан Квандт, главные акционеры Bayerische Motoren Werke AG, и Чонг Монг-Ку, председатель правления и исполнительный директор Hyundai Motor Group – в этом году обеднели лишь на 10%, то есть не так сильно, как Шеффлеры.
И в лидерстве в списке немецких богачей в 2018 году, и в падении в 2020-м главную роль сыграли принадлежащие Шеффлерам компании: поставщик автомобильных запчастей Continental и машиностроительный концерн Schaeffler AG, акции которых два с половиной года назад росли в цене, а затем стремительно пошли вниз.
Георг-старший и Георг-младший
Георг Фридрих Вильгельм Шеффлер родился 19 октября 1964 года в баварском городе Эрланген в семье немецкого промышленника и изобретателя Георга Шеффлера старшего и Марии-Элизабет Шеффлер-Туман, врача по профессии.
Задолго до рождения наследника, еще в 1946 году, Георг-старший основал вместе с братом Вильгельмом в Херцогенаурахе компанию INA, производившую главным образом деревянные ручные тележки. Дела у братьев шли неплохо, но настоящий прорыв произошел в 1949 году, когда союзники отменили часть ограничений, наложенных на немецкую экономику после Второй мировой войны, что вместе с планом Маршалла дало ей мощный толчок. Однако главную роль в превращении INA со временем в компанию мирового уровня сыграл изобретенный Георгом-старшим сепаратор игольчатого подшипника.
Сейчас семейная фирма Шеффлеров называется по-другому – Schaeffler Group – и состоит из трех главных брендов: INA, LuK и FAG. Schaeffler Group выпускает сцепления, подшипники и свыше 100 тысяч других комплектующих для автомобилей. Говоря об империи Шеффлеров, следует помнить, что без их продукции, уменьшающей трение, было бы невозможно никакое передвижение, включая космические полеты.