Элла Памфилова. Фото: kremlin.ru

Элла Памфилова. Фото: kremlin.ru

«Умное голосование» – вот где смерть кощеева!” – пишет наш добрый друг и постоянный автор “Власти” Федор Крашенинников у себя в Facebook. Мысль понятная и правильная, и наверняка про важность стратегии “Умного голосования” много всего еще будет сказано. Победы сторонников Навального в Сибири – серьезная штука и, с учетом контекста, – значимый комментарий для рассуждений о том, что власти выгодно, а что не выгодно.

Хотя со смертью кощеевой, похоже, все сложнее: иглу макнули в “новичок”, склянка с “новичком” – в яйце Фаберже, а яйцо то ли олигарх прикупил, то ли чекист прикарманил, и с этим нам разбираться еще долго. И ключ к победе лежит все-таки, похоже, на улице, а не в избирательной урне. Но про это поговорим как-нибудь потом.

Много всего интересного с триумфальными победами кремлевских губернаторов: понятно, например, что травма, связанная с провалами 2018 года, до сих пор в Москве не забыта, и теперь рисуют совсем уж нагло, с запасом – лишь бы не было второго тура! И появляются в стране сразу четыре политика, которые, оказывается, популярнее у себя в регионах, чем сам великий вождь, друг пионеров и физкультурников! При том, что иные из них в регионах новички (извините, лезет как-то само собой в строку это токсичное слово). То есть, как бы и не у себя в регионах. Но будут править и кичиться небывалой народной поддержкой.

Однако хочется сегодня сказать пару слов не про итоги, а про главную героиню завершившегося шоу – главу ЦИК РФ Эллу Александровну Памфилову.

Ее достижения

Странно вспоминать, но с ее приходом на работу в ЦИК связывались определенные надежды. Например, потому, что тогда казалось – хуже Чурова, который окончательно превратил выборы всех уровней в анекдот и сам сделался персонажем анекдотов (причем скверных), быть просто нельзя. Но иллюзии быстро рассеялись, выяснилось – ну, да, хуже быть нельзя, однако и лучше – незачем. Выборы в России – и при Памфиловой, как при Чурове – территория борьбы. Но речь – не о конкурентной борьбе между кандидатами. Борьба идет между властями всех уровней, привыкшими считать, что возможность нарисовать правильному человечку нужный результат – святое начальственное право, и теми, кто пытается подобрать отмычки к сформировавшейся системе рисования.

“Умное голосование”, кстати сказать, – как раз такая отмычка. Все еще сравнительно эффективная, ну и потом, лучше пока все равно ничего не придумано. Иногда это работает (и важно про это помнить, когда начнется кампания по выборам в Государственную думу).

Вполне понятно, на чьей стороне в этой борьбе ЦИК. Задача возглавляемого Памфиловой ведомства – в уничтожении интриги, в том, чтобы эти самые отмычки к замкам не подходили, в том, чтобы система рисования результатов функционировала без сбоев. Остатки репутации главы Избиркома ушли на то, чтобы прикрыть результаты собственной работы. Здесь можно вспомнить, например, как в 2018-м после жуткого скандала во Владивостоке, когда вбросы оказались настолько наглыми, что их попросту не удалось скрыть, кандидата от КПРФ взяли и лишили заслуженной победы. Ну, потому что могут. А еще можно вспомнить выборы в Московскую городскую думу в 2019-м, и слова, которыми оправдывались и недопуск независимых кандидатов, и террор против мирных протестующих. Во всем этом – изрядная заслуга Памфиловой.

Но настоящим прорывом – и главным пока достижением Эллы Александровны – стала присяга при пне, которую в официальных документах и прокремлевских СМИ принято почему-то стыдливо называть “голосованием за поправки в Конституцию”.