Это путешествие по усадьбам не было заранее задумано и спланировано. Это получилось как-то само собой, спонтанно и неожиданно для автора. Автор – не краевед, не историк, а «интересующийся наблюдатель», так что заметки не претендуют ни на историчность, ни на полноту описания. Это, скорее, фиксация момента: в каком состоянии находятся сейчас, в 2020 году, усадьбы, расположенные на небольшой территории ближнего Подмосковья в районе Щелковского шоссе. Впрочем, мне приятнее называть эти места Богородским краем.

Усадьба, которой не было

Село Улиткино. Церквь в усадьбе Марии Кантемир (новодел, построенный на фундаменте старой церкви). Фото: Иргиз Темирханов

Сельцо Улиткино. Здесь находилась усадьба Марии Кантемир – дочери молдавского господаря Дмитрия Кантемира (кстати, русский поэт Антиох Кантемир – это ее брат). Хотя полноценной усадьбой это назвать сложно. Был построен деревянный дом, возведена церковь. Однако окончательно обосноваться здесь Марии мешало главное обстоятельство. После смерти Петра Первого (Мария была его последней страстью) она мечтала основать монастырь, но отсутствие средств, да и практическая невозможность в связи с позицией Священного Синода не дали этой мечте осуществиться. И оставленная в ее завещании просьба так и осталась просьбой. От усадьбы не сохранилось ни зданий, ни плана, ни рисунков. Мы даже не знаем, как выглядела при постройке церковь – до ХХ века дошло только каменное основание, а верх у церкви был деревянный. И нынешний вид достроенного в наши дни храма – только предположителен.

Гребнево: разваливающаяся жемчужина

Усадьба Гребнево. Фото: Иргиз Темирханов

Усадьба Гребнево на окраине Фрязино, в нескольких километрах от Улиткино – одна из самых больших сохранившихся в целости. «В целости» – в том смысле, что до наших дней уцелели практически все постройки, включая главный усадебный дом – а большинство других усадеб дошли только во фрагментах.

Гребнево неоднократно меняло владельцев. Так, известно, что им владели Воронцовы, потом – Трубецкие. При Дмитрии Трубецком – том самом, который в течение года, до Земского собора 1613-го, был правителем России, запружена речушка Любосеевка. Хотя это сейчас «речушка», но, говорят, когда-то она была гораздо полноводнее (деградация гидрографической сети за последние 150 лет – это отдельная тема). Через Трубецких тут присутствовали и Кантемиры: одна из княжон Трубецких стала второй женой Дмитрия Кантемира. Собственно, потому Мария Кантемир и выбрала для своей усадьбы соседнее Улиткино.

В 1760 усадьба переходит княгине Екатерине Голицыной, в 1772 – ее родственнице Анне Трубецкой, матери Хераскова. Стихотворное обращение Державина к Хераскову – «Ключ»- упоминает ключ, который тогда был в усадебном парке:

Творца бессмертной «Россиады»,

Священный Гребеневский ключ,

Поил водой ты стихотворства.

«Россиаду» Херасков дописывал именно в Гребнево, более того, он тут основал летний литературный салон.