Фрагмент проекта «Lk 15, 11-32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров»

Фрагмент проекта «Lk 15, 11-32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров»

Пресс-служба Эрмитажа

Выставка, открывшаяся в Главном штабе Эрмитажа, называется «Lk 15, 11–32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров», и такая последовательность титров описывает ее содержание: библейская притча о блудном сыне, как она изображена Рембрандтом на знаменитой картине из эрмитажного собрания, теперь истолкована в жанре инсталляции Александром Сокуровым. В прошлом году этой работой Россия была представлена на Венецианской биеннале. Всемирно известный режиссер, Сокуров не обделен призами: в 2011 году он получил «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции за фильм «Фауст» и там же в 2015-м – две премии за фильм «Франкофония». На территорию современного искусства он заходит впервые, и результат вызывает в памяти mot Якобсона про Набокова, известное в пересказе Довлатова: «Слон тоже большое животное. Мы же не предлагаем ему возглавить кафедру зоологии!»

Предыстория

В феврале 2019 года, всего за три месяца до начала 58-й Венецианской биеннале, чей основной проект куратора Ральфа Ругоффа назван как китайское пожелание-проклятие – «Чтоб вам жить в интересные времена» (с тех пор часто вспоминаемое), было официально объявлено, что главная работа для российского павильона создается кинорежиссером Александром Сокуровым при содействии недавних выпускников петербургской Академии художеств, а инсталляция художника Александра Шишкина-Хокусая станет еще одной частью всего проекта, куратором которого будет Эрмитаж. Не просто его руководитель Михаил Пиотровский, а главный российский музей мирового искусства в целом. Похоже, эта идея родилась в голове Семена Михайловского, до 2019 года занимавшего должность комиссара национального павильона в Джардини (на Венецианской биеннале – Republic) и совмещавшего ее с множеством других. В кругах, профессионально связанных с современным искусством, высказывались разумные опасения, которые очень скоро подтвердились на практике. «Сокуров – гений, замечательный человек, личность. Пиотровский – замечательный директор, искусствовед, человек, личность. Но они влипли в ужасно непрофессиональную историю. И это очень огорчительно», – говорил Леонид Бажанов, в чью бытность венецианским комиссаром случилось высшее достижение страны на мировом смотре современного искусства: в 1993 году «Красный павильон» Ильи и Эмилии Кабаковых был удостоен «специального упоминания жюри».